«Давайте поговорим...» (программа психокоррекционного воздействия по снижению выраженности и профилактике возникновения синдрома эмоционального выгорания педагогов)
Актуальность, научная и практическая значимость.
Сегодня к специалистам системы школьного образования предъявляются новые профессиональные требования, все чаще говорят о компетенциях, которые необходимы современному педагогу или психологу. Перечислим лишь некоторые них: умение аналитически мыслить и решать интегративные профессиональные задачи, умение настроиться на любую ситуацию и быть способным предупреждать конфликты, умение ориентировать детей в информационном пространстве и быть способным к организации и выстраиванию взаимодействия. Необходимым для педагогов и психологов образовательных учреждений является умение справляться с возникающими психологическими проблемами, наличие навыков регулирования своей психики и навыков самокоррекции. В то же время нерешенные психологические проблемы оборачиваются в последующем психическим и физическим нездоровьем специалиста. Проблема, которая сегодня остается чрезвычайно значимой, — это эмоциональное выгорание педагогов с последующей профессиональной деформацией. Поэтому становится важным выявление причин выгорания педагогов, а так же создание таких форм работы с ними, которые бы позволили снизить уровень эмоционального выгорания и как следствие повысить уровень профессиональной компетентности педагогов.
Основные этапы работы и их содержание.
1. Научно-исследовательский этап (2011 год).
В рамках данного этапа были изучены теоретические подходы к проблеме синдрома эмоционального выгорания в трудах зарубежных и отечественных психологов, специфика трудовой деятельности педагогов коррекционной школы, на основании изученного материала мы выдвинули гипотезу о том, что особенности личности педагогов коррекционной школы влияют на выраженность синдрома эмоционального выгорания. Данная гипотеза была подтверждена анализом ряда диагностических методик. При помощи статистической программы SPSS 17.0 провели факторный анализ и выявили связь между каждым симптомом синдрома эмоционального выгорания (СЭВ) и личностными особенностями. Эти данные, а также принцип поэтапности развития группы, постепенности в более глубоком понимании каждым участником себя стало основой при создании программы психокоррекционного воздействия по снижению выраженности синдрома эмоционального выгорания.
2. Этап реализации программы (январь–-май 2012 года).
Каждая встреча логически вытекала из предыдущей и являлась в содержательном плане основой для следующей.
Обязательные процедуры, которые использовались на каждой встрече в тренинге: индивидуальная и групповая рефлексия в начале и конце занятия. Смысл этой работы — в осмыслении процессов, способов и результатов индивидуальной и совместной деятельности:
- психогимнастические процедуры с релаксационным эффектом;
- ведение дневников участниками группы;
- развитие самосознания и самоисследования для коррекции или предупреждения эмоциональных нарушений на основе внутриличностных и поведенческих изменений;
- перестройка сложившихся неэффективных форм эмоционального реагирования и стереотипов поведения;
- исследование психологических проблем участников группы и оказание помощи в их решении.
Весь тренинговый курс по профилактике эмоционального выгорания и профессиональной дезадаптации был разделен на 5 этапов.
I этап (организационный):
- первичная диагностика ожиданий участников;
- выявление и коррекция мотивации участников;
II этап (занятия 1–3):
- самоопределение членов группы и определение группой целей своей работы;
- создание в группе такой атмосферы, которая бы способствовала самопознанию и самопроявлению;
- дестабилизация стереотипных представлений о себе и мотивах своего поведения
- актуализация каждым своей профессионально-педагогической позиции;
III этап (занятия 4–6):
- переосмысление представлений о себе на основе обратной связи, анализа происходящего в группе и рефлексии;
- расширение сферы осознаваемого в понимании поступков другого;
- формирование чувствительности к невербальным средствам общения;
- отработка эффективных средств общения с руководством;
IV этап (занятия 7–9):
- развитие лидерских тенденций,
- рассмотрение личностных конфликтных отношений
V этап (занятие 10):
- рефлексия изменений, происшедших в участниках и в группе за время тренинга;
- прогнозирование будущих профессиональных и жизненных планов участниками группы.
В начале и в конце каждого занятия проводилась методика САН (самочувствие, активность, настроения) для изучения объективной внутренней динамики каждого члена группы.
Результаты проекта.
В ходе реализации программы удалось снизить степень выраженности эмоционального выгорания педагогов, переосмыслить представления о себе на основе обратной связи, расширить сферы осознаваемого в понимании поступков другого, развить чувствительность к невербальным средствам общения, отработать эффективные средства общения с руководством, развить активную позицию в профессиональной деятельности, а также провести прогнозирование будущих профессиональных и жизненных планов участниками группы на основании информации тренингов.
Дальнейшее развитие проект получил в еженедельных занятия по релаксации с целью снятия эмоционального напряжения и выхода негативных эмоций, а также обучению приёмам аутотренинга на семинарах.