Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 

Регистрация

Ваш e-mail *
Придумайте пароль *
Повторите пароль *
Фамилия *
Имя *
Отчество *
Город *
Получать новости


Номинация «Проект года в психологической практике»
Реферат проекта

«Давайте поговорим...» (программа психокоррекционного воздействия по снижению выраженности и профилактике возникновения синдрома эмоционального выгорания педагогов)


Актуальность, научная и практическая значимость.

Сегодня к специалистам системы школьного образования предъявляются новые профессиональные требования, все чаще говорят о компетенциях, которые необходимы современному педагогу или психологу. Перечислим лишь некоторые них: умение аналитически мыслить и решать интегративные профессиональные задачи, умение настроиться на любую ситуацию и быть способным предупреждать конфликты, умение ориентировать детей в информационном пространстве и быть способным к организации и выстраиванию взаимодействия. Необходимым для педагогов и психологов образовательных учреждений является умение справляться с возникающими психологическими проблемами, наличие навыков регулирования своей психики и навыков самокоррекции. В то же время нерешенные психологические проблемы оборачиваются в последующем психическим и физическим нездоровьем специалиста. Проблема, которая сегодня остается чрезвычайно значимой, — это эмоциональное выгорание педагогов с последующей профессиональной деформацией. Поэтому становится важным выявление причин выгорания педагогов, а так же создание таких форм работы с ними, которые бы позволили снизить уровень эмоционального выгорания и как следствие повысить уровень профессиональной компетентности педагогов.

Основные этапы работы и их содержание.

1. Научно-исследовательский этап (2011 год).

В рамках данного этапа были изучены теоретические подходы к проблеме синдрома эмоционального выгорания в трудах зарубежных и отечественных психологов, специфика трудовой деятельности педагогов коррекционной школы, на основании изученного материала мы выдвинули гипотезу о том, что особенности личности педагогов коррекционной школы влияют на выраженность синдрома эмоционального выгорания. Данная гипотеза была подтверждена анализом ряда диагностических методик. При помощи статистической программы SPSS 17.0 провели факторный анализ и выявили связь между каждым симптомом синдрома эмоционального выгорания (СЭВ) и личностными особенностями. Эти данные, а также принцип поэтапности развития группы, постепенности в более глубоком понимании каждым участником себя стало основой при создании программы психокоррекционного воздействия по снижению выраженности синдрома эмоционального выгорания.

2. Этап реализации программы (январь–-май 2012 года).

Каждая встреча логически вытекала из предыдущей и являлась в содержательном плане основой для следующей.

Обязательные процедуры, которые использовались на каждой встрече в тренинге: индивидуальная и групповая рефлексия в начале и конце занятия. Смысл этой работы — в осмыслении процессов, способов и результатов индивидуальной и совместной деятельности:

  • психогимнастические процедуры с релаксационным эффектом;
  • ведение дневников участниками группы;
  • развитие самосознания и самоисследования для коррекции или предупреждения эмоциональных нарушений на основе внутриличностных и поведенческих изменений;
  • перестройка сложившихся неэффективных форм эмоционального реагирования и стереотипов поведения;
  • исследование психологических проблем участников группы и оказание помощи в их решении.

Весь тренинговый курс по профилактике эмоционального выгорания и профессиональной дезадаптации был разделен на 5 этапов.

I этап (организационный):

  • первичная диагностика ожиданий участников;
  • выявление и коррекция мотивации участников;

II этап (занятия 1–3):

  • самоопределение членов группы и определение группой целей своей работы;
  • создание в группе такой атмосферы, которая бы способствовала самопознанию и самопроявлению;
  • дестабилизация стереотипных представлений о себе и мотивах своего поведения
  • актуализация каждым своей профессионально-педагогической позиции;

III этап (занятия 4–6):

  • переосмысление представлений о себе на основе обратной связи, анализа происходящего в группе и рефлексии;
  • расширение сферы осознаваемого в понимании поступков другого;
  • формирование чувствительности к невербальным средствам общения;
  • отработка эффективных средств общения с руководством;

IV этап (занятия 7–9):

  • развитие лидерских тенденций,
  • рассмотрение личностных конфликтных отношений

V этап (занятие 10):

  • рефлексия изменений, происшедших в участниках и в группе за время тренинга;
  • прогнозирование будущих профессиональных и жизненных планов участниками группы.

В начале и в конце каждого занятия проводилась методика САН (самочувствие, активность, настроения) для изучения объективной внутренней динамики каждого члена группы.

Результаты проекта.

В ходе реализации программы удалось снизить степень выраженности эмоционального выгорания педагогов, переосмыслить представления о себе на основе обратной связи, расширить сферы осознаваемого в понимании поступков другого, развить чувствительность к невербальным средствам общения, отработать эффективные средства общения с руководством, развить активную позицию в профессиональной деятельности, а также провести прогнозирование будущих профессиональных и жизненных планов участниками группы на основании информации тренингов.

Дальнейшее развитие проект получил в еженедельных занятия по релаксации с целью снятия эмоционального напряжения и выхода негативных эмоций, а также обучению приёмам аутотренинга на семинарах.


Содержательные материалы
Заинтересовал проект? Расскажите о нём:

 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург,
набережная реки Смоленки, д. 14, литер А, оф. 229, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su