- Шевцова Ольга Николаевна
педагог-психолог, МБОУ СОШ № 37 г. Астрахани, (Астрахань)
Здоровье человека — проблема достаточно актуальная для всех времён и народов, а в XXI веке она становится первостепенной, поскольку научно-технический прогресс привёл к тому, что человек всё меньше и меньше понимает, что такое физический труд. За прошлое столетие, по мнению учёных-медиков, вес непосредственной мышечной работы человека снизился с 94% до 1%. Главными пороками XXI века становятся: накапливание отрицательных эмоций без физической разрядки, переедание и гиподинамия. Школьное обучение приводит к росту психической нагрузки, нервным потрясениям, школьным стрессам. Ещё одна особенность школьников — отсутствие мотивации учения. У ребёнка пропадает всякое желание учиться и просто активно, интересно жить. Родители зачастую отмахиваются от детских трудностей, считая их несерьёзными, недостойными их участия в разрешении, объясняя, что в жизни есть более важные дела. Проблема разрастается, она захватывает ребёнка целиком, не даёт ему жить полноценной жизнью, лишает его общения, привязанностей к друзьям, появляются стойкие трудности в учении. В первую очередь, это слабая концентрация внимания, трудности запоминания, проблемы с усидчивостью на уроках, школьные страхи и многое другое. У таких детей появляются проблемы личностного плана. Отсутствие стойких интересов и увлечений, апатия, сменяющаяся агрессивностью, закрытость. В основе всех этих симптомов лежит отсутствие привычки к тому, чтобы быть здоровым физически и психологически.
Профилактика и развитие психологического здоровья занимают особое место в учебном процессе. Выбор здоровьесберегающей программы связан с определёнными трудностями, поскольку огромное количество профилактических программ, поступивших на российский рынок, их качество и назначение далеко неравноценно, и рядовому педагогу-психологу трудно разобраться, какие из них действительно заслуживают внимания и могут быть включены в учебный процесс.
Программы «Навыков жизни» американского психиатра Бенджамена Спрангера и его последователя московского нарколога А. В. Соловова рассматриваются как своеобразная «базовая комплектация», однако объём в 33-35 часов предполагает введение нового предмета в учебный план. Эта же особенность отличает программу профилактики нарушений психологического здоровья «Счастливый подросток» О.В. Хухлаевой, Т.Ю.Кирилиной, О.В. Фёдоровой . Учитывающая данный недостаток, модульная система тренингов социальных навыков «Я и другие» В.А. Родионова, М.А. Ступницкой, О.В. Кардашиной, однако, в большей степени разработана для классных руководителей, чем для психологов. То же относится и к замечательному пособию Н.Б. Корастелёва «От А до Я», в большей степени предназначенному для бесед и классных часов, посвящённых здоровому образу жизни. Изучив научно-методические разработки, авторские программы по здоровьесбережению, я пришла к выводу, что многое можно почерпнуть из них, но придерживаюсь мнения Д. Майерса о том, что цикла из 6 занятий вполне достаточно для достижения профилактических целей.
Новизна программы «Психология здоровой жизни» заключается в том, что на протяжении занятий участникам предлагается пройти путь от познания понятий здоровья, осознания его составляющих до овладения стратегией построения здорового образа жизни, умения оказать экстренную психологическую помощь, личностно самоопределиться в жизни.
Цели и задачи.
Целью программы является обучение школьников здоровьесберегающей компетентности и культуре здорового образа жизни. Это подразумевает умение отказываться от рискованных предложений, взаимодействовать со сверстниками, выражать чувства и управлять ими, строить позитивные отношения с семьёй и значимыми взрослыми, навыки критического мышления, принятия решений, осознания негативных влияний и давления со стороны сверстников и сопротивления им, навык постановки цели и другие.
В ходе программы по профилактике психологического здоровья школьники овладевают жизненными навыками, которые рассматриваются как необходимый компонент содержания обучения и группируются следующим образом:
- реактивность (осознание чувств, сенситивности, связанной с тревогой и виной);
- реализм (навыки мышления, ведения разговора с самим собой, позволяющие справляться с ситуацией);
- установление отношений: навыки общения (самораскрытие, слушание, сотрудничество, ассертивность, разрешение конфликтов);
- вознаграждающая деятельность: определение интересов, навыки работы, обучения, досуга, заботы о здоровье;
- добро и зло: социальный интерес.
Задачи.
- Формировать правильное понимание сущности психологического здоровья.
- Активизировать навыки личной гигиены, коммуникативные и жизненные навыки.
- Развивать мотивы здорового образа жизни.
Содержание проекта.
Адресат. Данный комплекс занятий рассчитан на школьников подросткового возраста. Ребятам этого возраста близки морально-этические проблемы, хотя чёткого понимания моральных понятий пока нет. Подростки довольно восприимчивы к усвоению нравственных норм. Они проявляют большую социальную активность, направленную на усвоение определённых образцов и ценностей. В связи с этим происходят и изменения в ценностной структуре, складывается личная система ценностей.
В подростковом возрасте проявляется новое отношение к знаниям. Появляется желание знать и уметь делать что-то по-настоящему. Большинство ребят проявляют любознательность, любопытство, они открыты к восприятию нового, интересного, значительного. Приобретение знаний становится часто субъективно важным и необходимым для настоящего и подготовки к будущему (личностный смысл).
Форма занятий во многом отличается от традиционных уроков в школе по содержанию и способам организации учебной деятельности, по принципам взаимодействия психолога со школьниками, поскольку основана, прежде всего, на диалогичности общения, рефлексивной позиции ведущего, безоценочном принятии учащихся. В данной программе сочетаются приёмы свободной и директивной дискуссии, эвристической беседы, лекционного объяснения, анализа конкретных ситуаций, поведенческого тренинга, учебно-игровой деятельности. Они имеют ярко выраженную коммуникативную направленность, отражают тематику, близкую учащимся, и соответствуют их возрастным интересам.
На протяжении всех занятий осуществляется подготовка участников к проектной работе «Экстренная психологическая помощь». Работа над проектом предполагает сочетание индивидуальной работы с работой в парах, группах, развитие навыков самостоятельной подготовки и исследовательской работы, умений реферировать текст и оформлять его для последующей презентации. Таким образом, учитывается принцип индивидуализации обучения, и поэтому программу «Психологическое здоровье школьника» можно считать личностно-ориентированной. Кроме того, работа над проектом даёт возможность осуществить дифференцированный подход в обучении, повышает активность.
Структура занятий:
- Вводная часть. Цели: актуализация жизненного опыта и житейских знаний, мотивация участников на дальнейшую работу, создание делового настроя, позитивно окрашенного фона настроения. Методы: «разогревающие» и «подводящие» упражнения, «мозговой штурм», анализ видеоматериалов и фрагментов литературных произведений.
- Основная часть. Цели: получение новой информации, моделирование способов поведения, поиск эффективных приёмов действия и взаимодействия в типовых жизненных ситуациях. Методы: ролевая игра, творческий этюд, элементы психодрамы.
- Заключительная часть. Цели: отработка личной стратегии поведения, осмысление полученного опыта, получение обратной связи от группы. Методы: «аукцион идей», рефлексия.
Организация контроля.
Используемые виды контроля (текущий, тематический, итоговый) реализуются с должной регулярностью в диагностических и стимулирующих целях и служат значительным мотивационным фактором. Контроль является: оперативным (он предусматривается при разработке поурочных планов); итоговым со стороны ведущего в форме анкетирования, со стороны участников в форме презентаций, творческих работ.
Включение различных диагностических процедур помогает участникам в самопознании, ведущему даёт возможность получения обратной связи от участников, а также служит для закрепления полученных знаний.
Этапы реализации программы.
Программа состоит из 3 этапов:
- Вводный этап: участники знакомятся с ведущим и с программой, договариваются о соблюдении правил.
- Основной этап: жизненные и коммуникативные навыки (развитие умения слушать, говорить, отказывать); навыки поведения в сложных жизненных и коммуникативных ситуациях; навыки критического мышления; самопознание и понимание необходимости отвечать за себя; развитие представлений о недопустимости употребления психоактивных веществ.
- Завершающий этап: рефлексия и подведение итогов ведущим и участниками занятий.
Каждый выделенный этап является очередной ступенькой в процессе овладения учащимися основами здорового образа жизни.
Количество занятий — 6.
Продолжительность одного занятия — 45 мин.
Оптимальная периодичность встреч — 1 раз в неделю.
Учебно-тематический план программы представлен в разделе «Дополнительные материалы».
Предполагаемый результат психологической работы.
- Повышение культуры здорового образа жизни и здоровьесберегающей компетентности.
- Решение проблем психологического здоровья, роли вредных привычек в жизни человека и влиянии на становление подростка.
- Сохранение и укрепление психологического здоровья.