«Эффективный родитель» (психологическая программа проведения группы взаимоподдержки родителей)
Актуальность, новизна и практическая значимость.
В своей практической деятельности мы часто получаем вопросы от родителей на бесконечную и всегда актуальную тему: как воспитывать детей в условиях современного общества? Какие качества развивать в детях — умение отстоять свою точку зрения или умение следовать общепринятым правилам; способность ставить свои собственные цели или способность работать в команде и т.д.
Многие родители приходят к выводу, что их самоотверженная любовь и традиционные методы воспитания уже не приносят желаемого результата.
В средствах массовой информации активно «пропагандируется» демократическое сотрудничество между партиями, сообществами, мужчинами и женщинами. В семье ребенок регулярно наблюдает дискуссии между родителями, между страшим и средним поколением. Именно поэтому он подсознательно делает для себя вывод, о том, что ему тоже многое можно, он чувствует себя равным родителям, точно также заслуживающим уважения, внимания и право иметь собственную точку зрения.
С нашей точки зрения, это не значит, что дети равны родителям по опыту и мудрости, но их нельзя считать глупыми только потому, что они дети. Все члены семьи должны иметь равные права и уважение, которое не может возникнуть по заказу, его можно только заслужить и взрастить на основе доброжелательных отношений.
Поэтому сегодня из всех имеющихся подходов к воспитанию детей наиболее эффективным является подход, опирающийся на принципы сотрудничества и партнерства родителей и ребенка.
Для поддержки родителей в их родительской роли и обучения их навыкам, необходимым для построения эффективной системы взаимоотношений с детьми в ГКУ СО «Ворошиловский центр социальной помощи семье и детям» организована группа взаимоподдержки родителей «Эффективный родитель».
Практическая значимость проекта заключается в возможности формирования у родителей продуктивных моделей построения взаимоотношений в семье как средства профилактики семейного неблагополучия в целом.
Новизна нашего проекта заключается в сотрудничестве с Муниципальным Телевидением Волгограда (Первый Волгоградский Канал) и ведением регулярной рубрики «Советы психолога» в еженедельной передаче «Открытый урок».
Цели и задачи.
Целью данного проекта является повышение информированности родителей по вопросам развития и воспитания детей и детско-родительским отношениям, а также формирование навыков сотрудничества родителей и ребенка.
Задачи проекта:
- дать родителям знания о механизмах семейных систем, показать динамические связи и взаимное влияние всех членов семьи друг на друга.
- предложить определенную модель построения взаимоотношений с детьми и обучить различным навыкам межличностного общения, необходимым для реализации этой модели.
Основное содержание работы.
Работа проводится в двух направлениях:
I направление — психологическое просвещение родителей через СМИ.
В 2010–2012 годах на Муниципальном Телевидении Волгограда выходила передача «Открытый урок» с постоянной рубрикой «Советы психолога», в которой освещались различные вопросы детско-родительских взаимоотношений. Среди тем — «Кнут и пряник: стоит ли наказывать ребенка за провинность?», «Правда — ложь да в ней намек», «Половое воспитание школьников: практикум для родителей», «Воспитание ребенка в неполной семье», «Детская нетерпимость — причины и методы коррекции», «Сам такой, или Почему дети начинают ругаться?» и др. При подготовке материалов мы руководствовались принципом, который сформулировал Д.В. Винникотт, о том, что просвещение родителей через средства массовой информации должно ограничиваться узким кругом вопросов и ориентироваться на обсуждение нормальных вещей, которые происходят с нормальными людьми.
Психологическое просвещение родителей через СМИ не только повышает информированность родителей в вопросах воспитания и развития детей, но и стимулирует их к поиску новой, недостающей информации, а также к получению практических навыков и умений, приводя в учреждения социального обслуживания, на консультации к специалистам, в группы взаимоподдержки родителей.
II направление — проведение занятий в группах взаимоподдержки родителей.
Концептуальная основа: идея сотрудничества взрослого с ребенком. Рудольф Дрейкурс вслед за Альфредом Адлером выделяет следующие основные темы семейного воспитания — равенство (но не тождественность) между детьми и родителями как в области прав, так и в области ответственности, сотрудничество, естественные последствия поведения. Много внимания уделялось Адлером и его учениками процессу определения и установления границ. Усилия родителей должны быть направлены на распознавание скрытых причин неприемлемого поведения детей, а не на критике той формы, в которой они проявляются (леность, агрессивность, упрямство, непослушание и т.п.). Также много внимания на занятиях уделяется формированию у родителей навыков использования эффективных коммуникативных стратегий (Тренинг родительской эффективности Т. Гордона).
В группе проводится 12 встреч, продолжительностью 2,5 часа, частота встреч — 1 раз в неделю. Количество участников: 10–15 человек.
Методы и техники работы: беседы, упражнения, ролевые и подвижные игры, моделирование ситуаций, техники системной терапии, техники телесной терапии, элементы методики Марте Мео, домашние задания и их проверка.
Нами практикуется проведение дополнительных встреч участников группы (через 3 месяца) с целью наблюдения и закрепления полученных позитивных изменений в когнитивной, эмоциональной и поведенческой сферах.
Результаты, выводы.
Результаты изучались методами анкетирования и обсуждением с персональными высказываниями участников группы.
Можно сделать вывод, о достижении родителями эффективного уровня компетенции, который позволяет им реагировать на неприемлемое поведение детей с помощью высказываний, ограниченных только выражением их собственных чувств, в противовес обвинениям, угрозам, нотациям и нравоучениям. Участники также отмечают более глубокое понимание процессов, происходящих в их семьях, повышение родительского авторитета, базирующегося на знаниях и опыте эффективного использования предложенных воспитательных стратегий.
В 2010 году были проведены занятия в трех группах взаимоподдержки родителей, которые посещали 20 человек. В 2011 году участниками трех групп взаимоподдержки стал 31 родитель. В 2012 году нами были набраны и проведены занятия в 4 группах взаимоподдержки, в которых участвовали 54 человека.
Дальнейшие перспективы развития программы нам видятся в перенесении полученного опыта на работу с замещающими семьями.
- Фрагмент передачи "Открытый урок" - "Дети и телевизор"
- Фрагмент передачи "Открытый урок" - "Половое воспитание школьников: памятка для родителей"
- Фрагмент передачи "Открытый урок" - "Дети и деньги"