«Психология доброты» (образовательно-просветительский проект )
Актуальность, научная и практическая значимость.
Проблема психологии добра — это категория этической психологии.
Как отмечает в своих статьях доктор психологических наук В.П. Зинченко, «снижение нравственного уровня личности и общества в целом, наблюдающееся в нашей стране с конца прошлого столетия, существенно сказывается на психическом и физическом здоровье человека и благополучии общества. И это не может не вызвать беспокойства. Поэтому сегодня значительно активизировалось внимание к нравственной проблематике, как на высоком официально-административном уровне, так и во всех сферах жизни и деятельности современного общества.
В послании президента В.В. Путина Федеральному Собранию отмечалось, что «сегодня российское общество испытывает явный дефицит духовных скреп: милосердия, сочувствия, сострадания друг другу, поддержки и взаимопомощи – дефицит того, что всегда, во все времена исторические делало нас крепче, сильнее, чем мы всегда гордились».
В мире интерес к данной проблеме за последние годы значительно возрос: отмечается День спонтанного проявления доброты, празднование которого выпадает на 17 февраля, Всемирный День Доброты (World Kindness Day), который отмечают во многих странах 13 ноября.
Обращение к проблеме нравственности, нравственного развития личности наблюдается так же во всех науках о человеке. Объективные обстоятельства, активизировавшие исследование феномена нравственности делают эту проблему чрезвычайно важной и для психологии
Самое важное качество в человеке — доброта, именно она в действительности и показывает наше отношение к окружающим.
Именно такое позитивное качество, как доброта, улучшает нашу жизнь, и в первую очередь, превращает нас в настоящих людей.
Трудно не согласиться с известным психологом: «так что если посмотреть на нашу жизнь, в последнее уже почти столетие, удивляться придется не тому, что доброты мало, а тому, что она все-таки еще сохраняется. И что добрые люди встречаются, и, к счастью, не так уж редко».
Цели и задачи.
Образовательно-просветительский проект ориентирован на повышение психологической компетентности современной студенческой молодежи.
Цель проекта. Проект способствовал эффективному решению поставленных задач формирования общекультурных и профессиональных компетенций студентов через обновление психологических знаний, формирование и развитие умений решать каждодневные коммуникативные задачи, через развитие навыков конструктивного отношения к происходящим событиям в жизни окружающих людей и их самих.
Задачи проекта:
- Организовать и провести совместно со студентами — будущими психологами научные семинары по проблемам, тесно связанными с развитием таких качеств как доброта, толерантность, способность разрешать конфликты.
- Разработать учебно-методическое пособие «Психология доброты» с привлечением только интернет-источников, для самостоятельной работы студентов по курсу «Методика преподавания психологии»
- Размещать информацию о проведенных семинарах на сайте АНО ВПО МОСИ на странице «Новости».
- Провести диагностику развития нравственных качеств у студентов.
- Привлечь студентов к акциям милосердия.
Содержание работы.
1. В ходе реализации данного проекта, а он долгосрочный, проводились семинары:
- Научный семинар «Психология детства» (по материалам VII Всероссийской научно-практической конференции «Психология образования: Детство как стратегический ресурс развития общества» 9 февраля 2012 г.
- Научный семинар «Методы и формы укрепления детско-родительских отношений (по материалам саммита «Технологии успеха)» 7 июня 2012 г.
- Научный семинар «Конфликт-это шанс!» 5 октября 2012 г.
- Республиканский семинар для психологов Республики Марий Эл (200 участников) «Современные тенденции развития психологии образования» 12 октября 2012 г.
- Научный семинара «Психология доброты» 13 ноября 2012 года (Всемирный День доброты)
- Научный семинар «Развитие толерантной личности в условиях поликультурного образовательного пространства» 16 ноября 2012 года (Международный День толерантности)
- Научный семинар «Деятельность современного психолога: технологии успеха» 22 ноября 2012 года — День психолога
Занятия способствовали развитию профессиональной психологической компетентности, развитию эмпатии, толерантности, предупреждению конфликтных ситуаций.
2. Было подготовлено к печати учебно-методическое пособие «Психология доброты» («Психология доброты»: учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов. — Йошкар-Ола: МОСИ-ООО «СТРИНГ», 2012. — 250 с.).
В настоящее время почти не встречаются учебно-методические пособия, посвященные данной проблематике, что еще раз подтверждает актуальность нашего проекта.
Данное пособие направлено на организацию самостоятельной работы студентов.
Информация, полученная путем самостоятельного чтения интернет-источников, предназначается для дальнейшего использования и в жизни, и в будущей профессиональной деятельности.
Рецензенты: Попов Л.М., доктор психологических наук, профессор Казанского (Приволжского) федерального университета; Швецов Н.М., доктор педагогических наук, профессор, академик МАНПО; Загайнов И.А., психолог, кандидат педагогических наук, доцент АНО ВПО МОСИ.
Содержание.
Введение
1. Теоретические аспекты психологии доброты (итернет- страницы)
2. Методические интернет-страницы
3. Поэтические и музыкальные интернет- страницы
4. Тестовые интернет- страницы
5. Страницы интернет-форумов
6. Вместо заключения
Высказывания о доброте
Приложение а. Образовательно-просветительский проект «психология доброты»
Приложение б. Фотоматериалы
Приложение в. Видеоматериалы
Цель данного учебно-методического пособия — развитие общекультурных и профессиональных компетенций студентов.
Задачи, которые решаются в ходе использования данного учебно-методического пособия:
- сформировать у студентов представление о доброте;
- обеспечить студентов учебно-методическим материалом для проведения психологических занятий в виде дискуссий, уроков психологии, тренингов, классных часов, семинаров.
- обеспечить формирование у студентов первоначальных умений и навыков осуществления профессионального взаимодействия в ходе практик;
Результаты реализации образовательно-просветительского проекта «Психология доброты».
Данный проект направлен на формирование элементов следующих компетенций: общекультурных: способен и готов к восприятию личности другого, эмпатии, установлению доверительного контакта и диалога, убеждению и поддержке людей и профессиональных: способен и готов к преподаванию психологии как общеобразовательной дисциплины; способен и готов к просветительской деятельности среди населения с целью повышения уровня психологической культуры общества; способен и готов к самообразованию на протяжении всей жизни.
- проведены научные семинары для студентов, для психологов Республики Марий Эл,
- подготовлено к печати учебно-методическое пособие «Психология доброты» (на основе интернет-страниц),
- начато проведение исследования уровня развития нравственных качеств студентов разных специальностей АНО ВПО МОСИ в рамках курсовых работ.