- Вашуркина Алена Александровна
методист-психолог, Управление образованием Администрация Муниципального образования Приуральский район, (Аксарка)
Данная работа является 3 этапом реализации проекта «Исследование психологической готовности к школьному обучению детей 6–7 лет коренного и некоренного населения Крайнего Севера».
Программа «Ханико» предназначена для детей коренного населения Крайнего Севера 7–8 лет.
Актуальность и новизна проекта.
Программа «Ханико» является актуальной, т.к. она предусматривает активное формирование (коррекцию) познавательных способностей детей, обеспечивающих успешную адаптацию ребенка коренного населения к обучению в школе.
Новизна программы.
В программе «Ханико» (птенец) по коррекции познавательных способностей младших школьников предлагается система игровых заданий, предназначенных для комплексного психического развития детей коренного населения Крайнего Севера в возрасте 7-8 лет. Авторская программа, составлена с учетом психофизиологического развития, жизненного опыта ребенка, условий культуры и воспитания детей малочисленных народов Севера ведущих кочевой образ жизни (ненцы).
Содержащиеся здесь материалы позволяют проводить коррекционную работу с детьми по развитию: восприятия, мышления, внимания, памяти, воображения, тонкой моторики рук и зрительно-моторной координации.
Интеллектуальное развитие ребенка определяется степенью сформированности основных свойств таких познавательных процессов, как восприятие, память, мышление, воображение, внимание. Игровые развивающие задания, представленные в данной программе, имеют целью совершенствовать указанные познавательные процессы.
Цели и задачи.
Целью данной программы является коррекция психических процессов детей коренного населения Крайнего Севера, которая обеспечит более легкое образование учебных навыков в ходе школьного обучения.
Главная задача — формировать психические качества, обеспечивающие успешную познавательную адаптацию ребенка коренного населения к школе — интернату.
Реализация целей программы достигается системой педагогических задач: применять педагогические технологии, сохраняющие здоровье детей; расширять представления об окружающем мире; формировать элементы наглядно-образного мышления и простейшие виды речевых суждений, восприятия, внимания, памяти, воображения; развивать коммуникативные навыки и волевую готовность; создать каждому ребенку условия эмоционального благополучия в процессе усвоения знаний, предусмотренных программой.
Реализация проекта.
Срок реализации:
Занятия проводятся с целым классом в рамках урочного времени (35-40 минут) один — два раза в неделю.
Данная программа рассчитана на один учебный год (40 занятий, с учетом каникулярного времени и психологической диагностики), однако поставленные задачи предполагают дальнейшую коррекционно-развивающую работу с теми же учащимися.
Тематически занятия распределяются следующим образом: психологическая диагностика (входящая) — 5 занятий; восприятие — 4 занятия; мышление — 6 занятий; внимание — 6 занятий; память — 5 занятий; воображение — 4 занятия; тонкая моторика — 5 занятий; психологическая диагностика (итоговая) — 5 занятий.
По данным отечественных и зарубежных исследований, а также из практического опыта педагогов известно, что основные сложности в период адаптации ребенка- аборигена к учебной деятельности возникают в силу недостаточной его школьной зрелости, которая обеспечивается определенным уровнем сформированности отдельных психических особенностей.
Данная программа должна обеспечить развитие основных знаний, умений и навыков учащихся:
- способность выделять и отличать друг от друга различные особенности и свойства объекта, умения дифференцировать такие признаки, как цвет, форма, размер предмета и отдельные его элементы. В результате ребенок овладевает перцептивными действиями, основная функция которых заключается в обследовании объектов и вычленении в них наиболее характерных свойств;
- овладение умением выделять самое существенное в предметах, а также видеть соотношение их друг с другом и соотношение их частей;
- умение сосредотачиваться на определенных сторонах и явлениях действительности, развитие основных свойств внимания: устойчивости, переключения, распределения;
- умение видеть в каждом предмете разные его стороны, уметь, отталкиваясь от отдельного признака предмета, строить образ; не только свободно фантазировать, но направлять свою фантазию, творческие возможности на решение разных задач;
- развитие графических навыков.
Важно не только научить ребенка чему-либо, но и вселить в него уверенность в себе, сформировать умение выражать свои мысли, а это неразрывно связано с развитием речи ребенка. В данной программе нет отдельного раздела, под названием «Речь», т.к. развитие речи предполагается на всех этапах коррекционно-развивающей работы и имеет важное значение при обучении детей коренного населения Крайнего Севера.
Главные принципы реализации программы:
- непрерывность и систематичность обучения и воспитания;
- научность и интегративность;
- доступность;
- индивидуализация и дифференциация процесса образования и воспитания;
- применение принципов развивающего обучения;
- сохранение здоровья учащихся.
Методы: для достижения поставленных задач необходимо использовать следующие методы: социоигровые приёмы, анализ проблемных ситуаций, элементы психотренинга, психодиагностические процедуры, экспериментальные упражнения, творческие игры, беседы.
В структуру каждого занятия входят следующие составляющие: ритуал приветствия, психологическая разминка, основная часть, рефлексия (ритуал окончания занятия).
Содержание курса построено с учётом здоровьесберегающего компонента: упражнения, требующие умственного, эмоционально-волевого напряжения, чередуются с психогимнастическими этюдами (пальчиковая гимнастика, физкультминутки), релаксационными паузами.
Формы: программа «Ханико» строится на групповой и индивидуальной форме коррекционно-развивающей работы. Работа в группе означает, что дети учатся: обмениваться друг с другом информацией и выражать личное мнение, говорить и слушать, принимать решения, обсуждать и совместно решать проблемы.
Ресурсное обеспечение:
- А.А.Вашуркина «Адаптированная методика по исследованию психологической готовности к школьному обучению детей коренного населения Крайнего Севера (ненцы) (по методике Л.А. Ясюковой);
- компьютерные презентации;
- интернет-ресурсы.
При проведении занятий активно используются возможности компьютера, СD-проигрывателя, аудиокассеты, СD дисков, графопроектора.
Результаты и выводы.
Планируемые результаты.
В процессе занятий по данной программе ожидается формирование психических качеств, обеспечивающих успешную познавательную адаптацию ребенка коренного населения к школе — интернату.
В ходе проведения занятий у учащихся развивается самостоятельность, активность, коммуникативные качества, восприятие, мышление, внимание, память, воображение, тонкая моторика рук и зрительно-моторная координация.
Конечным результатом реализации данной программы является более успешная адаптация младших школьников к начальному обучению.
Выводы: таким образом, для детей-аборигенов Крайнего Севера особенно важно не только развитие речи и мышления, но и сенсорное воспитание, когда ребенок еще неточно и нечетко выделяет и осознает отличительные качества окружающих предметов.
Предлагаемые развивающие психолого-педагогические игры в рамках занятий создают условия для развития целенаправленного восприятия внешних и внутренних признаков предметов.
До и после реализации программы «Ханико» в начале и в конце учебного года, проведена комплексная диагностика по адаптированной методике А.А.Вашуркиной «Исследование готовности к школьному обучению детей коренного населения Крайнего Севера», которая показала положительную динамику развития познавательных процессов первоклассников, т.е. планируемый результат.
Программу продолжит курс развития познавательных способностей детей коренного населения Крайнего Севера (во 2-м классе, а также в 3–4-х классах).
Реализация 3 этапа проекта подтверждается следующей публикацией: Вашуркина А.А. Коррекционно-развивающая программа «Ханико» (по коррекции познавательной сферы детей Крайнего Севера). — Салехард, ГАОУ ДПО ЯНАО «Региональный институт развития образования». — 2012. — 63с.
1 и 2 этапы проекта также представлены на конкурс — в в номинации «Проект года в психологической науке»: