«Понять себя, понять другого, или Каждый имеет право» (социально-ориентированный профилактический проект)
Акутальность, практическая значимость.
Г. Олпорт, основатель психологии личности писал, что одна из самых сильных потребностей личности — потребность в контакте с людьми, стремление к взаимодействию. Человек, как утверждал К.Роджерс, «неизлечимо социален: он имеет глубокую потребность во взаимоотношениях». Успешная социализация предполагает с одной стороны, эффективную адаптацию человека в обществе, а с другой способность противостоять обществу.
Актуальность проекта: за последние годы в образовательных учреждениях Республики Татарстан увеличилось количество обучающихся детей из семей мигрантов; многие дети имеют те, или иные физические, психологические особенности; высокий процент конфликтного поведения детей и подростков. Проект базируется на понимании авторами того, что толерантное сознание (толерантная личность) формируется не само (а) по себе, а посредством механизма специальной (индивидуальной, групповой) профилактической и развивающей работы.
Практическая значимость проекта заключается в его масштабности (охвате участников). Кроме школьников начиная с учащихся начальных классов, в проекте приняли участие дошкольники, посещающие школу «Гармония», это шестилетки, проходящие предварительную подготовку к школе. По их учебной программе есть занятия «Тропинки радости», на которых дошкольники приобретали навыки коллективной работы, навыки успешной коммуникации и толерантного поведения. Занятие «Мы строим город» позволило детям понять ценность мира и уважения друг к другу всех жителей города.
Цели проекта.
Цель проекта: реализовать на базе МАОУ «Лицей №121» (Центр Образования №178) г. Казани просветительского, обучающего и развивающего проекта, направленного на организацию работы со всеми участниками образовательного процесса (родители, ученики, педагоги) по формированию культурного, взаимно уважительного, бесконфликтного, толерантного отношения к окружающим людям и к самим себе. В том числе для создания комфортной бесконфликтной образовательной среды в рамках поликультурного воспитания.
Реализация проекта.
Проект включал в себе систему мероприятий для учащихся младшего школьного возраста, систему мероприятий для учащихся среднего звена (подросткового возраста), систему мероприятий для родителей обучающихся всего лицея, систему мероприятий для педагогического коллектива и администрации лицея и цикл совместных мероприятий (дети и взрослые). На предварительном этапе реализации проекта были проведены необходимые диагностические исследования для изучения объективной ситуации, связанной с психологическим самочувствием детей в образовательном учреждении; изучение степени безопасности образовательной среды, состояние психологического комфорта внутри классных коллективов.
Эффективность реализации проекта зависела от правильного выбора методических приемов работы с детьми и взрослыми; использования индивидуальных и групповых форм обучения, разнообразных форм подачи материала; профессионального уровня педагогов-психологов и приглашенных преподавателей для участия в проекте; использования современных информационных технологий (демонстрация видеороликов, фотографий, презентаций и т.д.)
- Основные реализованные мероприятия проекта:
- проведены дискуссии с подростками на предмет обсуждения фотографий с надписью «Россия для русских», сделанных на улицах г. Казани;
- проведён конкурса детского рисунка на тему «Ребята, давайте жить дружно!» (в конкурсе приняли участие 200 школьников начальных классов); проведены практические занятия с подростками МАОУ «Лицей №121» по формированию толерантного поведения;
- проведен праздник национальной семьи; проведены интерактивные занятия с классными руководителями и педагогами школ РТ и лицея;
- проведены крупные республиканские мероприятия (научно-практические конференции), совместно с МО и Н РТ, в рамках которых транслировался опыт реализации данного проекта. 28 февраля 2012 года прошла республиканская научно-практическая конференция на тему «Актуальные проблемы формирования социально-адаптированного поведения школьников в образовательных учреждениях». Проведен конкурс сочинений на тему «Понять себя, понять другого, или каждый имеет право!» среди учащихся 6–9 классов. На протяжении реализации проекта были проведены индивидуальные и групповые консультации родителей, во время которых семьи мигрантов снизили свой миграционный стресс и по-новому взглянули на ситуацию эмиграции.
Тематический план проведения занятий с подростками включал в себя следующие формы работы с подростками: беседа «Я и другие люди», Лекция-практикум «Легко ли быть молодым?», практическое занятие «привет индивидуальность», дискуссия на тему «Не сотвори себе кумира, или как быть самим собой», тренинг «Гений общения», мастер-класс «Чужой, или мир входящему», психологический практикум «Никто из нас не остров», ролевая игра «Сначала дружба, потом соревнование», практикум ответов и вопросов, просмотр социальных видеороликов.
Результаты и выводы.
В результате реализованных мероприятий проекта было привлечено внимание родительской общественности к выполнению своей воспитательной функции, в том числе морально-нравственного и духовного воспитания, формирования внутрисемейной культуры взаимоотношений и взаимоуважения, на основании которой ребенок строит модель взаимоотношений с окружающими людьми. Дети и подростки, участвующие в конкурсных мероприятиях проекта, смогли приобрести новый навык самостоятельного мышления в области социальных установок. Проект позволил разнообразить формы подачи материалов, позволяющих детям иметь свои взгляды и убеждения, формировать свое независимое мировоззрение. Педагоги и психологи, специалисты, работающие с детьми и молодежью, смогли обобщить свой практический опыт и получить новые знания в области методов работы с детьми и подростками. Выпущено методическое пособие для школьных психологов и педагогов «Формирование толерантного поведение подростков». Проведены интерактивные профилактические занятия с учащимися начальной школы в системе классных часов, часа психолога в группе продленного дня, направленных на формирование толерантного поведения.
Практический опыт проекта подтвердил гипотезу «Для успешной профилактики трудностей социализации детей имеющих трудности в общении со сверстниками и взрослыми (в том числе детей мигрантов) необходимо формировать толерантность всех членов коллектива, и позитивный опыт общения, приобретаемый в совместной деятельности».