Номинация «Проект года в психологической практике»
Все проекты номинации >
Реферат проекта

«Технология сопровождения педагогом-психологом подростка с девиантным поведением в условиях образовательного учреждения» (методическое пособие)

Авторы:

Одной из самых актуальных и социально значимых задач, стоящих перед обществом сегодня, является поиск путей снижения роста преступлений среди молодежи и повышение эффективности их профилактики. Необходимость скорейшего решения этой задачи обусловлена тем, что в стране продолжает сохраняться достаточно сложная криминогенная ситуация. Уверенно идёт процесс омо­ложения правонарушителей. Растёт среди них число девочек, увеличивается количество тяжких преступлений.

Детская преступность становится неотъемлемой частью нашей действительности. Не­цензурная брань подростков, исписанные детской рукой подъезды, сте­ны домов перестают вызывать возмущение.

На страницах газет и журналов, в теле- и радиосообщениях привычной стала криминальная хроника, значительное место в кото­рой занимают преступления и правонарушения несовершеннолетних.

Объектами детской жестокости часто становятся животные, старики, млад­шие по возрасту.

Учителя и учёные, полиция и суды, власть, общественность — все озабочены этой серьёзной и острой проблемой. Детская преступность становится темой обсуждения на собраниях, педсоветах, в комиссиях по де­лам несовершеннолетних. Составляются пла­ны воспитательной работы в школах, создаются программы по профилактике и предупреждению преступлений и правонарушений среди учащихся, при этом каждое учебное заведение старается найти свой подход к этой работе и использовать те методы, которые будут эффективны для данной школы.

В данном методическом пособии обобщён опыт работы педагогов-психологов МБОУ СОШ №4 г. Муравленко, ЯНАО.

Цели и задачи.

Цель пособия — систематизация работы педагога-психолога в условиях общеобразовательной школы с девиантными подростками 11–16 лет.

Задачи:

  • Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме.
  • Определить специфику работы педагога-психолога с девиантными подростками.
  • Разработать и апробировать систему сопровождения несовершеннолетних правонарушителей.
  • Распространить опыт работы в условиях образовательного пространства малого города, региона.

Реализация проекта.

Для решения поставленной цели мы выбрали из огромного количества методик, те, которые с нашей точки зрения наиболее удобны, просты, а главное информативны и прогностичны в плане определения причин отклоняющегося поведения несовершеннолетнего. Кроме этого разработали циклы занятий, направленных на развитие коммуникативной культуры, повышения конфликтной компетенции, формирование здорового образа жизни, а также занятия, способствующие развитию саморегуляции и самоконтроля.

В приложение включили карту динамического наблюдения семей, карту психолого-педагогической воспитательно-коррекционной работы, письменную форму обращения к педагогу-психологу (повод, причины обращения) и опрос психолога «трудного» подростка.

Таким образом, данное пособие:

  • даёт возможность «иметь под рукой» весь необходимый материал для работы с девиантными подростками;
  • позволяет создать систему коррекционной работы с несовершеннолетними данной категории;
  • предполагает активное участие других специалистов в процессе воспитательно-коррекционного сопровождения учащегося.

Материал может использоваться педагогами, психологами, учителями-дефектологами, работающими с подростками и молодёжью.

Другие проекты в этой номинации

Посмотреть все проекты в номинации «Книга года» >

Главный всероссийский профессиональный конкурс

Финалистов выбирают Экспертный Совет Национального конкурса, читатели и редколлегия «Психологической газеты».

Победителей определяет Большое Жюри — 50 наиболее авторитетных и уважаемых членов профессионального сообщества.

Все участники Национального конкурса «Золотая Психея» получают дипломы победителей, лауреатов или номинантов.

Положение о Конкурсе