«Технология сопровождения педагогом-психологом подростка с девиантным поведением в условиях образовательного учреждения» (методическое пособие)
Одной из самых актуальных и социально значимых задач, стоящих перед обществом сегодня, является поиск путей снижения роста преступлений среди молодежи и повышение эффективности их профилактики. Необходимость скорейшего решения этой задачи обусловлена тем, что в стране продолжает сохраняться достаточно сложная криминогенная ситуация. Уверенно идёт процесс омоложения правонарушителей. Растёт среди них число девочек, увеличивается количество тяжких преступлений.
Детская преступность становится неотъемлемой частью нашей действительности. Нецензурная брань подростков, исписанные детской рукой подъезды, стены домов перестают вызывать возмущение.
На страницах газет и журналов, в теле- и радиосообщениях привычной стала криминальная хроника, значительное место в которой занимают преступления и правонарушения несовершеннолетних.
Объектами детской жестокости часто становятся животные, старики, младшие по возрасту.
Учителя и учёные, полиция и суды, власть, общественность — все озабочены этой серьёзной и острой проблемой. Детская преступность становится темой обсуждения на собраниях, педсоветах, в комиссиях по делам несовершеннолетних. Составляются планы воспитательной работы в школах, создаются программы по профилактике и предупреждению преступлений и правонарушений среди учащихся, при этом каждое учебное заведение старается найти свой подход к этой работе и использовать те методы, которые будут эффективны для данной школы.
В данном методическом пособии обобщён опыт работы педагогов-психологов МБОУ СОШ №4 г. Муравленко, ЯНАО.
Цели и задачи.
Цель пособия — систематизация работы педагога-психолога в условиях общеобразовательной школы с девиантными подростками 11–16 лет.
Задачи:
- Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме.
- Определить специфику работы педагога-психолога с девиантными подростками.
- Разработать и апробировать систему сопровождения несовершеннолетних правонарушителей.
- Распространить опыт работы в условиях образовательного пространства малого города, региона.
Реализация проекта.
Для решения поставленной цели мы выбрали из огромного количества методик, те, которые с нашей точки зрения наиболее удобны, просты, а главное информативны и прогностичны в плане определения причин отклоняющегося поведения несовершеннолетнего. Кроме этого разработали циклы занятий, направленных на развитие коммуникативной культуры, повышения конфликтной компетенции, формирование здорового образа жизни, а также занятия, способствующие развитию саморегуляции и самоконтроля.
В приложение включили карту динамического наблюдения семей, карту психолого-педагогической воспитательно-коррекционной работы, письменную форму обращения к педагогу-психологу (повод, причины обращения) и опрос психолога «трудного» подростка.
Таким образом, данное пособие:
- даёт возможность «иметь под рукой» весь необходимый материал для работы с девиантными подростками;
- позволяет создать систему коррекционной работы с несовершеннолетними данной категории;
- предполагает активное участие других специалистов в процессе воспитательно-коррекционного сопровождения учащегося.
Материал может использоваться педагогами, психологами, учителями-дефектологами, работающими с подростками и молодёжью.