- Клюева Ирина Викторовна
педагог-психолог высшей категории, КУ ХМАО-Югры "Детский дом "Аистенок", (Нижневартовск)
- Майбах Наталья Валерьевна
медицинский психолог, Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Нижневартовская детская поликлиника», (Нижневартовск)
Актуальность, научная и практическая значимость.
Динамичные социально-культурные преобразования, происходящие в обществе, существенно меняют объективные условия социальной адаптации подрастающего поколения. Перед выпускниками детского дома остро стоит проблема адаптации к самостоятельной жизни. Они поставлены перед фактом радикальных перемен, новой социальной среды, к которой вынуждены приспосабливаться. Одним из условий успешной социальной адаптации является умение воспитанника самостоятельно решать возникающие проблемы, гибко реагировать на изменение условий жизни, планировать и достигать поставленные цели. На основании научных изысканий практика показывает, что подростковый возраст является сензитивным периодом для формирования навыков целеполагания.
Психологической службой КУ ХМАО-Югры «Детский дом «Аистенок» были проведены исследования подростков, которые показали следующие результаты: необъективность представлений о своих возможностях, предпосылки к формированию иждивенческой позиции воспитанников, специфичность развития эмоционально-волевой, мотивационной и коммуникативной сфер, низкий уровень личной заинтересованности к процессу целеполагания.
Несмотря на проработанность темы формирования навыков целеполагания у подростков, существующие методы работы не адаптированы для работы с воспитанниками детских домов. Отсутствие методических разработок, программ в данном направлении вызывает необходимость подготовки и внедрения комплексной программы в работу педагогов-психологов детских домов.
Основной идеей проекта является развитие коммуникативных навыков, развитие и коррекция мыслительных операций, формирование мотивационной сферы, коррекция эмоционально-волевой сферы, через формирование устойчивых навыков целеполагания и как следствие повышение уровня социальной адаптации воспитанников.
Цели и задачи.
Цель проекта: формирование устойчивых навыков целеполагания у воспитанников 13–14 лет.
Задачи проекта — развитие у воспитанников навыков:
- самостоятельной и осознанной постановки цели;
- видения образа предполагаемого результата;
- видения промежуточной цели в иерархии целей;
- анализа и оценки условий и возможностей при достижении цели;
- планирования последовательности действий по достижению цели.
Реализация проекта.
Проект был реализован в период январь — декабрь 2012г.
Целевая группа: воспитанники 13–14 лет.
Основные этапы.
Реализация проекта осуществлялась в четыре этапа:
I этап (подготовительный). На первом этапе был осуществлен теоретический анализ проблемы: подборка, изучение и анализ методологической и психолого-педагогической литературы по данной тематике.
II этап (диагностический). На данном этапе осуществлялось исследование уровня коммуникативной, интеллектуальной, эмоционально-волевой и мотивационной сфер, выявление личной заинтересованности воспитанников к процессу целеполагания.
Полученные результаты являлись стартовым показателем для выбора целевой группы и начала работы по формированию готовности подростков к процессу целеполагания. Работа ориентирована на возрастные и индивидуальные особенности воспитанников 13–14 лет. Содержание деятельности варьировалось в соответствии со способностями каждого воспитанника и с учетом психолого-педагогических механизмов, обеспечивающих успешность формирования готовности к деятельности целеполагания.
III этап (основной) — включает реализацию проекта и осуществляется поэтапно:
- формирование готовности воспитанников к процессу целеполагания, повышение уровня личной заинтересованности воспитанников к процессу целеполагания. В качестве психолого-педагогических механизмов использовались: интерпретация, реинтерпретация и интериоризация.
- формирование навыков целеполагания воспитанников. Были использованы методы: смыслового видения, сравнения, логического рассуждения, анализа действий целеполагания.
В процессе реализации проекта выделились три основных направления: взаимодействие с воспитателями, взаимодействие с воспитанниками, совместная работа «педагог-психолог — воспитатель — воспитанник».
В работе с воспитателями применялись следующие формы работы: обучающие тренинги, круглые столы, дискуссии, конкурсы, фестивали инновационных идей, деловые игры, консилиумы, мастер-классы, групповые и индивидуальные консультации.
В работе с воспитанниками: групповые консультации, индивидуальные консультации, деловые, ролевые игры, упражнения с элементами тренинга, тренинги (с элементами театральной терапии, арт-терапии, игротерапии, песочной терапии), посещение сенсорной комнаты.
По итогам проекта была проведена театрализованная демонстрация — этюд «Понимаю, что было! Знаю, что сейчас! Вижу, что будет!».
В рамках совместной работы «педагог-психолог — воспитатель — воспитанник» проводилась подготовка воспитанников к конкурсам, соревнованиям как на базе учреждения, так и за его пределами (города, региона).
IV этап (итоговый) — подведение итогов реализации проекта.
Результаты, выводы.
По итогам реализации проекта можно сделать следующие выводы:
- реализация проекта позволяет решать поставленные задачи, способствует развитию коммуникативных навыков, мыслительных операций, развитию внутренней мотивации, формированию произвольности поведения.
- разработана и внедрена инновационная программа формирования готовности к целеполаганию воспитанников. Отмечена положительная динамика на уровне краткосрочных результатов (удовлетворенность участников содержанием и формами работы) и среднесрочных результатов (изменения представлений и отношения к себе, изменения представления о собственных ресурсах и их реализации).