Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 

Регистрация

Ваш e-mail *
Придумайте пароль *
Повторите пароль *
Фамилия *
Имя *
Отчество *
Город *
Получать новости


Номинация «Проект года в психологической практике»
Реферат проекта

«Мониторинг образовательных достижений учащихся: диагностический комплект для психолога и педагога "Школьный старт", "Учимся учиться и действовать"» (печатное издание)


Актуальность, практическая и научная значимость.

Переход современной школы на новый Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) требует изменений в работе психолога. Это связано с тем, что задано качественно иное представление об образовательном результате. Принципиально новой задачей деятельности педагога и психолога становится формирование у детей метапредметных умений — универсальных учебных действий (УУД). В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает способность субъекта к саморазвитию. В более узком (собственно психологическом значении) УУД — это совокупность способов организации деятельности, мышления и коммуникации, которые могут быть перенесены из предмета в предмет, из учебного деятельности в жизнь.

Успех школы сегодня напрямую зависит от способности каждого специалиста отслеживать и проектировать свою деятельность по формированию УУД. Профессиональное сообщество волнуют следующие вопросы:

  • Кто — психолог или учитель — должен проводить диагностику универсальных учебных действий?
  • Может ли психолог применять созданные ранее диагностические методики для мониторинга нового явления?
  • Достаточно ли педагогу знаний в области психологии, а психологу — в области дидактики и педагогики, для того, чтобы самостоятельно создать диагностический материал?

Приходится признать, что существуют противоречия между потребностью современной образовательной практики и имеющимися диагностическими инструментами.

С нашей точки зрения, необходимость отслеживания развития метапредметных умений требует новой системы диагностики образовательных достижений ребенка, новых критериев оценки, новых инструментов измерения. Диагностика УУД не может быть только психологической или только педагогической. Нужен комплексный психолого-педагогический подход, единый диагностический инструмент.

В решение обозначенных выше проблем были включены психологи Центра психолоического сопровождения образования «ТОЧКА ПСИ» и специалисты Федерального научно-методического центра им. Л.В.Занкова (г. Москва). Тесное сотрудничество педагогов и психологов позволило разработать концепцию мониторинга и создать принципиально новый диагностический комплект, в основе которого принципы возрастной психологии, теория поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина, системно-деятельностный подход А.Г. Асмолова и принципы развивающего обучения.

Создание диагностического комплекта для 1 класса (рабочих тетрадей «Школьный старт», «Учимся учиться и действовать»        и методических пособий к ним) — это первый этап долгосрочного проекта, рассчитанного на три года с 2011 по 2014 г.г.

Цель проекта — создание единого для психологов и педагогов диагностического комплекта, предназначенного для мониторинга образовательных результатов учащихся начальной школы.

Основное содержание работы первого этапа (2011–2012 г.г.).

В 2011–2012 г.г. работа проводилась в трех направлениях:

  1. Создание методической базы мониторинга метапредметных результатов в начальной школе: разработка и описание концепции мониторинга, понятия «стартовая готовность» (авторский термин), этапов формирования УУД, особенностей работы педагога и психолога на каждом этапе.
  2. Создание диагностических комплектов для 1 класса: разработка и издание рабочих тетрадей «Школьный старт» (1 вариант), «Учимся учиться и действовать» (2 варианта) и методических рекомендаций.
  3. Внедрение программы мониторинга: обучение специалистов образовательных учреждений (психологов, педагогов, методистов, завучей начальной школы) процедуре проведения, обработке и анализу результатов диагностики.

Результаты и выводы.

За период 2011–2012 г.г. выпущен (тир. 60 тыс. экз.) и апробирован диагностический комплект для 1 класса, состоящий из двух рабочих тетрадей для ребенка и двух методических пособий для учителя.

Рабочая тетрадь «Школьный старт» — это психолого-педагогическая диагностика, которая проводится в сентябре с целью изучения совокупности умений, позволяющих ребенку успешно осваивать учебный материал и активно включаться в образовательные ситуации.

Перечень показателей сформирован на основе экспертизы учебников букварного периода и требований ФГОС НОО. В него вошли 17 умений, которые сгруппированы в 5 диагностических блоков («Наблюдательность», «Мыслительные способности», «Контрольные умения», «Коммуникативные умения» и «Личностная готовность»). Наглядно-образный стимульный материал подобран так, чтобы даже нечитающие дети могли хорошо ориентироваться в рабочей тетради. Результаты «Школьного старта» позволяют оказать адресную педагогическую помощь и психологическую поддержку каждому ученику, спроектировать программу формирования УУД.

Рабочая тетрадь «Учимся учиться и действовать» — это психолого-педагогическая диагностика, которая проводится в апреле с целью изучения метапредметных результатов учащихся 1 классов. Структура рабочей тетради нацелена на обеспечение максимальной самостоятельности ребенка при выполнении заданий. Сказочно-игровой сюжет объединяет 16 диагностических блоков, построенных в единой логике. Каждый блок имеет: мотивационное введение, материал для проблемного диалога с детьми, три обязательных задания и дополнительное задание, которое ребенок выполняет по желанию. На основе полученных результатов диагностики можно получить информацию об уровне развития важнейших для ребенка 7–8 лет универсальных учебных действий (подробнее со структурой рабочих тетрадей и методических пособий можно ознакомиться в Приложении 1).

Методические пособия содержат теоретический блок, подробное описание процедуры проведения, проблемные диалоги с детьми, пошаговый алгоритм по обработке данных, интерпретацию результатов, рекомендации педагогу и психологу.

Комплекты «Школьный старт» и «Учимся учиться и действовать» были успешно апробированы в школах Москвы, Архангельска, Чебоксар, Краснодарского края, Владикавказа. Опыт апробации показала, что данный комплект может быть использован независимо от образовательной программы, принятой в школе.

На форуме Сетевого методического объединения психологов образования идет активное обсуждение данных диагностического комплекта.

В течение 2012 года авторами комплектов были проведены 11 очных научно-практических семинаров, в которых приняли участие 1200 педагогов и психологов из 23 регионов России.

Ближайшие перспективы.

Готовится к печати комплект «Учимся учиться и действовать» 2 класс (февраль 2013 года), готовится к печати второе издание «Школьного старта», к декабрю 2013 года планируется выпуск комплектов для 3–4 классов.

Публикации 2011-2012 г.г. по теме «Мониторинг и развитие УУД»:

  • Битянова М.Р. Зеркало измерений: психологический мониторинг, ИД «Первое сентября», Школьный психолог — 2011, №5
  • Битянова М.Р. Какой линейкой мерить УУД, ИД «Первое сентября», Начальная школа — 2012, №3
  • Битянова М.Р. Новое слово и новое дело. О Федеральных государственных образовательный стандартах, ИД «Первое сентября», Классное руководство и воспитание школьников — 2012, №10
  • Битянова М.Р. Первоклассник: первые шаги. Диагностика готовности к обучению «Практика образования» 2011, № 1,2
  • Битянова М.Р. Мониторинг УУД: шаг в будущее педагогической профессии. http://www.zankov.ru/practice/additional/article=2911/
  • Меркулова Т.В. Подходы к решению профессиональных задач по развитию универсальных учебных действий, ИД «Первое сентября», Начальная школа — 2012, №2
  • Меркулова Т.В. Чему учить и как учить? ИД «Первое сентября», Начальная школа — 2012, №5
  • Теплицкая А.Г. Сильный аргумент. Развитие универсальных учебных действий ИД «Первое сентября», Классное руководство и воспитание школьников — 2012, №10

Содержательные материалы
Заинтересовал проект? Расскажите о нём:
За этот проект проголосовало: 170 читателей
12.03.2024 22:08:11Козуб Наталья
12.03.2024 22:08:11Дронова Ольга
12.03.2024 22:08:11Орлов Петр
12.03.2024 22:08:10Федорчук Ольга
12.03.2024 22:08:10Некляев Андрей
12.03.2024 22:08:10123123 123123
12.03.2024 22:08:10Филилеева Юлия
12.03.2024 22:08:10Сердюк Елена

 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург,
набережная реки Смоленки, д. 14, литер А, оф. 229, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su