Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 

Регистрация

Ваш e-mail *
Придумайте пароль *
Повторите пароль *
Фамилия *
Имя *
Отчество *
Город *
Получать новости


Номинация «Проект года в психологической практике»
Реферат проекта

«Изучение феномена леворукости» (диссертация; программы психологического сопровождения; статьи, методические пособия для психологов; научно-популярные книги и статьи для родителей)


Автор:
Шелопухо Ольга Анатольевна
Ленинградская область

Актуальность.

У человека две руки — правая и левая. Одна из них ведущая, поэтому кто-то из нас правша, кто-то — левша. Это случайность или закономерность?

Праворукость и леворукость человека остается загадкой, которая веками притягивала внимание и не до конца разгадана. Изучения данных по СССР, США, Великобритании, Западной Европе, Японии указывают на то, что примерно 90% населения Земли от австралопитека до наших дней всегда было праворуким, а левши составляют от 8 до 13% живущих в конкретную эпоху людей.

Изучение 10 тысяч книг, посвященных искусству Европы, Азии, Африки и Америки от каменного века до современности, заставило ученых бесконечно удивиться и убедиться в том, что на протяжении 50 поколений соотношение право- и леворуких людей оставалось стабильным.

Мудрая природа тысячелетиями старательно оберегает количество правшей и левшей.

Эту догадку удалось подтвердить благодаря анализу рисунков на стенах пещер и в египетских пирамидах, росписей в храмах и базиликах, оценке изготовленных в разные века украшений, орудий и предметов быта, оружия и военных доспехов.

Поэтому праворукость и леворукость — это важная закономерность.

Тут же возникает вопрос: если соотношение левшей и правшей было стабильным веками, то почему есть данные об увеличении числа леворуких в ХХ веке?

Увеличение количества леворуких людей ученые связывают с улучшением медицинского обслуживания и уменьшением смертности новорожденных и младенцев, с развитием науки, культуры, спорта, с появлением инструментов и предметов быта для левшей. Но главное — с тем, что детей-левшей перестали переучивать на правую руку, уменьшилось «культурное давление».

Почему сегодня важно изучение леворукости?

  • Потому что за последние 100 лет возросло количество леворуких детей и взрослых во всем мире. И если праворукость всегда принималась как норма, то отношение к левшам было различным: от поклонения до запретов и сенестрофобии — боязни левой руки.
  • Потому что левши составляют малоизученное, но многочисленное меньшинство. Сегодня на Земле около 600 миллионов леворуких: в России — 13 миллионов, в Европейском Сообществе до 74 миллионов, 25 миллионов левшей живут в США, 15 — в Бразилии, более чем по 100 миллионов леворуких живут в Индии, Китае и Индонезии.
  • Потому что необходимо проверить гипотезы о том, что дети и взрослые с ведущей левой рукой владеют большим словарным запасом, демонстрируют общую информированность и эрудицию, достижения в математике, музыке, живописи, одаренность высокой степенью компенсаторных возможностей мозга.
  • Потому что важно изучение психологических особенностей и закономерностей развития леворукого ребенка и взрослого в праворуком мире, с целью раскрытия их потенциала.

Научная и практическая значимость.

Современная школа в методах и программах обучения, сроках усвоения определенного объема знаний остается консервативной системой, предъявляющей стандартность требований ко всем детям, приспосабливая, недостаточно раскрывая и учитывая уникальные особенности онтогенеза леворуких учеников.

Гармонизировать ситуацию возможно, вооружив педагогов и родителей знаниями закономерностей протекания психической деятельности леворуких детей. Изучение психологических особенностей этих детей является теоретически и практически важной задачей, включающей:

  • исследование особенностей и закономерностей психической деятельности леворуких учащихся;
  • разработку на их базе методик поэтапного психолого-педагогического сопровождения при обучении в школе;
  • анализ возникающих трудностей и подготовку эффективных способов их преодоления.

Практическая реализация поставленных задач повысит общую успеваемость, успешность овладения знаниями, раскрытию индивидуальных и творческих способностей, послужит охране психического здоровья, облегчит адаптацию к школьной жизни леворуких учеников, их профориентацию и качество жизни.

Этапы реализации проекта.

  1. 2002–2006 г. — исследование психологических особенностей интеллектуальной деятельности у леворуких детей 6-11 лет. Подготовка статей, диссертации.
  2. 2006–2012г. — разработка методических рекомендаций для педагогов и психологов, реализация программ психологического сопровождения леворуких учащихся начальных классов, исследовательские проекты по изучению психологических особенностей леворуких учащихся старшеклассниками, написание книг для родителей.
  3. 2002–2012 — лонгитюдное исследование динамики нейродинамических характеристик скорости, точности и надежности интеллектуальной работоспособности учащихся за период обучения в школе, с целью выявления общих тенденций возрастного и индивидуального развития, особенностей произвольного контроля над своей психической деятельностью леворукими и праворукими учащимися.

Выводы.

Существуют психологические особенности, проявляющиеся в характеристиках скорости, точности и надежности переработки информации, а также при формировании зрительно-моторных координаций у леворуких учащихся, которые необходимо учитывать при обучении в средней школе.

Изучено, что по ряду параметров психического развития левши обнаруживают особенности, отличающие их от праворуких. Несмотря на природную одаренность, левши находятся в менее благоприятных условиях деятельности, чем правши. Левши легко адаптируются в деятельности индивидуальной, ненормированной, требующей инициативы и интуиции, имеют способность к спонтанному выстраиванию долгосрочных программ поведения, к многоконтексному, неоднозначному восприятию, к предвосхищению и имитации. Леворукость не препятствует умственной деятельности, достижениям успехов в развитии и совершенствовании интеллектуальных и двигательных навыков. Рост числа левшей, может привести к соответствующему подъему общего интеллектуального уровня общества и даже появлению гениев в области математики, искусства и спорта.


Содержательные материалы
Заинтересовал проект? Расскажите о нём:

 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург,
набережная реки Смоленки, д. 14, литер А, оф. 229, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su