«Формирование и методы коррекции характера ребенка дошкольного и школьного возраста» (психолого-педагогический модульный проект)
Актуальность.
В соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов возникает необходимость в разработке программ, направленных на формирование и коррекцию характера детей дошкольного и школьного возраста.
Научная и практическая значимость.
Научная значимость проекта заключается в разработке комплексной психолого-педагогической программы занятий с детьми дошкольного и школьного возраста, направленной на личностное развитие детей дошкольного и школьного возраста путем диагностики, формирования, коррекции характера ребенка. Впервые психолого-педагогическая программа выстраивается с использованием комплексного мультиканального воздействия на внешние физиологические анализаторы (слуховой, зрительный, осязательный, вкусовой) на основе традиции русской народной культуры.
Практическая значимость проекта.
Высокая адаптивность программы. Программу в своей работе могут использовать психологи и педагоги образовательных учреждений, семейные психотерапевты, а также родители в качестве программы семейной самопомощи.
Программа является инструментом реализации ФГОС. В процессе реализации программы психологи и педагоги смогут эффективно строить свою работу по формированию и коррекции характера ребенка.
Пошаговый алгоритм реализации программы в-целом и проведения каждого занятия в отдельности.
В целях реализации программы разработаны авторские методики: «Древо характера» (2001), «Позитивная куклотерапия» (2010), «Позитивная песочная психотерапия» (2010).
В настоящий момент программа разработана в трех версиях и может реализовываться как в гомогенных культуральных группах (русская светская, русская православная, мусульманская), а также в смешанной группе с целью развития толерантности.
Как устроена программа.
В процессе реализации программы методика «Древо характера» является основной, методики «Позитивная куклотерапия» и «Позитивная песочная психотерапия» носят вспомогательный характер и используются в качестве дополнения к основной программе. В рамках методики «древо характера» разработаны сценарии 40 тематических занятий, каждое из которых посвящено отдельно взятой черте характера (Аккуратный Апельсин, Вежливые Вишенки, Правдивый Перчик и др.).
Структура отдельного занятия.
При подготовке к занятию психолог или педагог формирует свое собственное понимание отдельно взятой черты характера с использованием справочных материалов из книги Слабинский В.Ю. «Характер ребенка. Диагностика, формирование, методы коррекции» (СПб, 2012).
Занятие начинается с беседы, во время которой психолог или педагог объясняет детям суть отдельно взятой черты характера, адаптируя материал к их уровню восприятия.
Для лучшего понимания темы занятия психолог или педагог рассказывает специально подобранную русскую народную сказку (христианскую притчу, восточную историю).
Для выяснения того, что дети поняли суть черты характера — темы занятия, им предлагается дать толкование нескольких, специально подобранных пословиц и поговорок.
Для проверки понимания детьми того, как реализуется отдельно взятая черта характера на поведенческом уровне, им для решения предлагается несколько ситуативных задач: «Как ты поступишь в ситуации?».
Для закрепления пройденного материала участники занятие рисуют, лепят, вырезают и наклеивают образ, символизирующий конкретную черту характера — тему данного занятия (Аккуратный Апельсин, Вежливые Вишенки, Правдивый Перчик и др.).
В конце занятия дети отгадывают загадку, иллюстрирующую тему занятия и в качестве поощрения получают угощение, символизирующее тему занятия.
Для самостоятельного закрепления пройденного материала в домашних условиях участники занятия получают формулу мини-аутотренинга.
Методическое обеспечение программы.
- Слабинский В.Ю. Характер ребенка. Диагностика, формирование, методы коррекции. - СПб.: Наука и Техника, 2012. — 320 с. + DVD-приложение.
- Слабинский В.Ю. Семейная позитивная динамическая психотерапия. — СПб.: Наука и Техника, 2009. — 464 с.
- Слабинский В.Ю., Подсадный С.А. История позитивной песочной психотерапии // Российский психотерапевтический журнал, № 3-4 (5-6), 2012. — С. 71-75.
- Тематические семинары: «Древо характера», «Позитивная куклотерапия», «Позитивная песочная психотерапия» в Институте практической психологии Иматон.
Реализация программы.
В настоящее время программа прошла апробацию, внедрена и реализуется в образовательных учреждениях Москвы, Санкт-Петербурга, Твери, Владивостока, Оренбурга, Новосибирска, Таллинна, Киева, Риги. Кроме того, программа используется при психолого-педагогической работе с детьми, находящимися на лечении в Федеральном научно-клиническом центре детской гематологии, онкологии и иммунологии им. Д.Рогачева (Москва).
- Методики Слабинского В.Ю. "Древо характера", "Позитивная куклотерапия", "Позитивная песочная психоте