- Маркова Аниса Мунировна
педагог- психолог, МАДОУ ЦРР -детский сад, (Губаха Пермского края)
«Счастье — чувство и состояние полного, высшего удовлетворения».
В.В. и Е.Л. Лопатины.
Основание для разработки проекта.
Не вызывает сомнения тот факт, что многие российские семьи требуют той или иной поддержки, поскольку находятся под воздействием ряда неблагоприятных факторов. К ним относятся:
- нестабильная социально- экономическая ситуация в обществе. Это касается изменения социального статуса и благосостояния людей. Резкое увеличение уровня доходов, так же как и их уменьшение можно рассматривать как психотравмирующий фактор;
- чрезмерная загруженность, постоянная занятость родителей, вследствие чего они не имеют возможностей для полноценного расслабления и снятия эмоционального напряжения, что приводит к личностной дисгармонии родителей;
- кризисы, испытываемые семьями. В больших городах распадается практически каждый второй брак. Психологами выявлено, что в семейной жизни присутствуют два основных критических периода в развитии супружеских взаимоотношений. К первому кризисному периоду относится период между третьим и седьмым годами семейной жизни. В нашем детском саду насчитывается 25% неполных семей. В дошкольном возрасте ребенок еще не может хорошо ориентироваться в тонкостях межличностного общения, не способен понимать причины конфликтов между родителями. И поэтому частые ссоры в семье воспринимаются ребенком как тревожное событие. Он чувствует себя виноватым в возникшем конфликте, поскольку не может понять истинных причин происходящего. Ребенок объясняет это все тем, что он плохой, не оправдывает надежд родителей и недостоин их любви. Частые конфликты, громкие ссоры между родителями вызывают у детей — дошкольников постоянное чувство беспокойства, неуверенность в себе, эмоциональное напряжение, что может привести к определенным нарушениям в психическом развитии детей. У детей меняется поведение. Дети чаще бывают или агрессивными или чувствуют себя беззащитными. Психологами выявлено, что в семейной жизни присутствуют два основных критических периода в развитии супружеских взаимоотношений. К первому кризисному периоду относится период между третьим и седьмым годом;
- среди части родителей присутствует некоторая психологическая неграмотность, неподготовленность к семейной жизни. Создавая семьи, партнеры недостаточно хорошо и глубоко узнают друг друга.
Наивно было бы рассчитывать на то, что трудности сложных и противоречивых человеческих отношений могут быть разрешены легко и быстро. Семейный климат нельзя изменить нажатием кнопки. Благоприятный семейный климат создается каждый день и постоянно регулируется, а человек становится свободным и независимым только тогда, когда контролирует свою внутреннюю жизнь.
Участие в проекте хотя и не решает всех семейных проблем, но помогает членам семьи приобрести эмоциональное равновесие. Обретенная же внутренняя гармония, умение уверенно воспринимать себя и других, не закрывая глаза на различия, обычно дает членам семьи возможность не усугублять конфликтную ситуацию из-за существующего эмоционального напряжения. Это позволит в дальнейшем более рационально и менее пристрастно оценить семейную ситуацию, обрести душевные силы для того, чтобы что-то изменить в своих отношениях с другими и в самих себе.
Цели и задачи.
Цель проекта: создание условий для развития добрых чувств, семейных отношений через апробирование технологии «Карта развития семьи».
Задачи:
- Определить цель, содержание и форму заполнения «Карты развития семьи».
- В ходе заполнения лучше изучить себя, свои отношения со своими близкими и другими окружающими людьми.
- Подойти к умению согласовывать взаимодействие внутри семьи.
- Оформить результаты работы по апробированию технологии.
Стратегия и механизм реализации.
Этапы проекта:
- организационный;
- внедренческий;
- итоговый.
Проект был реализован в течение 2012 года, с апреля по ноябрь.
Участники: семьи Путиных, Нурдавлетовых, Сорокиных, Рудневых.
В основу механизма реализации проекта положена методика незаконченных предложений. Эта методика была разработана психологами Саксом и Леви. Эти предложения характеризуют систему отношений к себе, к представителям своего и противоположного пола, также свидетельствуют об отношении человека к прошлому и будущему, затрагивают взаимоотношения с родителями и друзьями, с детьми, а также собственные цели. Родителям для заполнения были предложены такие темы, как «Путешествие в детство», «Я и мои школьные годы», » Я и мой муж», «Я и моя жена», «Я и моя семья», «Я и мой ребенок». Чтобы преодолеть многие семейные трудности необходимо самопознание, собственная душевная работа по осознанию наиболее мощных переживаний, определяющих всю дальнейшую жизнь человека, а именно влияний раннего детства. И необходимо выбирать путь не борьбы ними и повторения их в будущем со своими детьми. Взгляды, сформированные в родной семье, остаются с нами на протяжении всей жизни. И очень важным является научиться управлять сложившимися стереотипами поведения, идущими из детства. Очень важно посмотреть на проблемы своего детства в правильном контексте, контексте условий своей родной семьи. Это поможет принимать на себя ответственность за свою жизнь, меньше расстраиваться из-за нежелательных событий, создать себе такую жизнь, какую хочется.
Результаты.
Ожидаемый результат: участие в проекте поможет лучше понимать близких людей, изменить свое поведение, избавиться от страданий, понять свои желания и полнее их удовлетворить. Это позволит поддержать и укрепить семейные связи, повысить воспитательный потенциал семьи. Родители лучше будут выстраивать взаимоотношения с детьми и друг с другом, восстановятся доверительные отношения и добрые чувства в семье. Участие в проекте поможет лучше понимать близких людей, изменить свое поведение, избавиться от страданий, понять свои желания и полнее их удовлетворить. А это ведь и есть то, что обычно понимается под счастьем: отсутствие страдания плюс удовлетворенность желаний.