«Компьютерные технологии и методы изучения личности и группы в организации» (комплект монографий и компьютерных технологий)
Актуальность проекта.
Актуальность проекта обусловлена необходимостью создания в нашей стране комплексного и многофункционального, качественного и инновационного инструментария психологического измерения для подготовки специалистов в области современных методов диагностики, научных и прикладных исследований личности и малых групп, решения практических задач.
Содержание проекта.
Проект включает две монографии и три компьютерных технологии.
1. Методики социально-психологического изучения малых групп в организации: монография / Под ред. А.В. Сидоренкова. Ростов н/Д: Изд-во ЮФУ, 2012. 244 с.
В книге представлены 13 новых и модифицированных методик и формализованный алгоритм выделения неформальных подгрупп в группе, которые позволяют изучать социально-психологические характеристики малой группы, неформальных подгрупп и членов в группе. Эти методики созданы на концептуальной платформе — микрогрупповой теории. По каждой методике дается описание изучаемых характеристик, обработки результатов, процедуры разработки и показателей оценки на надежность и валидность и др. Методики включены в компьютерную технологию «Групповой потенциал». Монография и данная технология подготовлены при поддержке РГНФ в рамках проекта в 2011-2012 гг. («Разработка методов и технологии комплексного психологического исследования малых групп в организации»).
2. Компьютерная технология «Групповой потенциал» (ГП). Свидетельство об официальной регистрации программы для ЭВМ №2012614739 Федеральной службы по интеллектуальной собственности РФ. М., 2012.
Технология ГП включает 15 новых и модифицированных опросников (13 из которых описаны в выше указанной монографии), а также уникальный алгоритм выделения неформальных подгрупп (А.С. Горбатенко), с которым интегрированы опросники. ГП предназначен для изучения производственных групп и прошла апробацию. Технология позволяет получить широкий спектр данных о группе в целом (43 показателя), каждой неформальной подгруппе (41 показатель), каждом члене группы (16 показателей). ГП обладает рядом функциональных возможностей за счет программного обеспечения: компьютерный и бланково-компьютерный форматы обследования, полный и парциальный способы применения, текущий контроль за достоверностью ответов испытуемых, обработка результатов, составление оценочной карты группы и др.
3. Сидоренков А.В. Многомерный профессионально-психологический личностный тест: монография. Ростов н/Д: Изд-во РСЭИ, 2012. 282 с.
В книге подробно излагается новый инструментарий — «Многомерный профессионально-психологический личностный тест» (МППЛТ). Он содержит 20 шкал, позволяющих измерять 20 базовых, 10 комплексных качеств и 10 видов профессионально-психологической надежности индивида. Описаны шкалы, процедура разработки, оценки и стандартизации инструментария и др. Дается представление о программных функциях, моделировании, компьютерном и бланковом формате тестирования и др. компьютерной версии МППЛТ.
4. Компьютерная технология «Профессионально-психологический личностный тест «Золотой треугольник результативности» (ППЛТ-Р). Свидетельство об официальной регистрации программы для ЭВМ №2012618416 Федеральной службы по интеллектуальной собственности РФ. М., 2012.
ППЛТ-Р представляет собой сокращенную по количеству диагностируемых качеств версию МППЛТ и содержит три основных шкалы (мотивация достижения цели, ответственность-безответственность, практичность-мечтательность) и одну контрольную. Тест диагностирует три одноименных качества первого порядка и на их основе одно качество второго порядка и соответствующий вид надежности (обстоятельность-беспечность: исполнительско-результативная надежность).
5. Компьютерная технология «Профессионально-психологический личностный тест «Коммуникабельность» (ППЛТ-К). Свидетельство об официальной регистрации программы для ЭВМ №2012660801 Федеральной службы по интеллектуальной собственности РФ. М., 2012.
ППЛТ-К — сокращенная версия МППЛТ, которая включает четыре основных шкалы (общительность-замкнутость, самоуверенность-неуверенность, непосредственность-наигранность, социально-психическая терпимость-нетерпимость) и одну контрольную. Инструментарий позволяет оценивать четыре качества первого порядка и на их основе одно качество второго порядка и вид надежности (коммуникабельность-некоммуникабельность: коммуникативная надежность). ППЛТ-К, как и ППЛТ-Р, обладает рядом функциональных возможностей, в том числе новых.
(С полным текстом монографий и содержанием компьютерных технологий можно ознакомиться на сайте http://www.micro-cosm.ru .)
Научная и практическая новизна и значимость проекта.
Научная новизна и значимость проекта заключается в разработке нового инструментария на определенной концептуальной платформе, новых принципах создания и новых возможностях применения компьютерных технологий изучения группы и личности. В научно-исследовательском плане технология и методики дают возможность изучать в новом ракурсе традиционные проблемы, ставить и решать новые. Они могут применяться в рамках подготовки дипломных работ и диссертаций, для проведения научно-прикладных исследований.
Практическая значимость проекта заключается в том, что инструментарий может использоваться в разных сферах и для решения различных задач:
- в образовании: формирование компетенций обучающихся в области методов психологической диагностики;
- в сфере экономики, государственного управления, правоохранительной деятельности и обороны: оценка и подбор персонала, формирование резерва руководителей и карьерное продвижение, оценка организационно-психологической потенциала структурных подразделений (групп), определение направлений организационно-психологического воздействия и др.
Выводы.
Проект включает пять компонентов, взаимосвязанных и взаимодополняющих, может использоваться для решения научных, образовательных и практических задач.