«Школа Психеи: Формирование психологической культуры сельских школьников» (летняя психологическая школа)
Актуальность, научная и практическая значимость.
Проблема психологического сопровождения сельских школьников и формирования их психологической культуры в настоящее время является одной из самых актуальных проблем психологии образования. Не секрет, что городские школьники, по сравнению с их сельскими сверстниками, имеют больше возможностей получить психологическую помощь и психологическое сопровождение как личностного, так и профессионального становления, поскольку в городах хорошо развита сеть центров психологической поддержки населения. Кроме этого, в условиях сельской школы не всегда бывает возможным получить начальное психологическое образование, которое так необходимо современному школьнику. Как показывает опыт, не только в сельских школах, но и далеко не во всех городских школах ведутся уроки психологии. Поэтому формирование психологической грамотности и психологической компетентности подрастающего поколения остается актуальной проблемой.
Восполнить этот пробел в реализации психологического сопровождения сельских школьников призвана, на наш взгляд, такая форма психологического просвещения, как «Школа Психеи».
Цели и задачи.
Целью деятельности «Школы Психеи» является проведение системы мероприятий со школьниками Республики Башкортостан в период летних каникул для формирования психологической культуры, повышения интереса к психологическим аспектам современной жизни, формирования интереса к научно-познавательной деятельности.
В задачи организации и проведения «Школа Психеи» входит:
- формирование психологической грамотности;
- формирование коммуникативной компетентности;
- формирование рефлексии как личностного качества.
Основное содержание работы.
В разные годы программа «Школы Психеи» включала в себя разные курсы: «Как научиться управлять собой. Особенности психологической релаксации», «Внутренний мир современного школьника. Особенности его презентации», «Психология нарко- и алкогольной зависимости», «Влияние массовой культуры на сознание человека», «Психологические особенности личностного роста», «Компьютерная зависимость: способы защиты», «Психология успеха», «Имидж современного человека». «Веревочный курс», представляющий собой серию тренинговых упражнений с целью сплочения группы в процессе преодоления трудностей, создания атмосферы взаимного доверия и поддержки в коллективе.
Применялись разнообразные формы проведения занятий: лекции, круглые столы, семинары-практикумы, тренинги, психологический КВН, культурные и спортивно-массовые мероприятия. Использование интерактивных форм обучения позволяет школьникам чувствовать себя раскованно, легко, непринужденно. Каждый слушатель имеет возможность проявить себя в различных видах деятельности. Но при этом главная цель обучения школьников — получение психологических знаний — остается ведущей. В целом, обучение в «Школе Психеи» направлено на выявление склонностей и способностей учащихся, а также на формирование профессионального и жизненного самоопределения.
В реализации основных целей и задач «Школы Психеи» важнейшую роль играет методика проведения занятий со слушателями, главным аспектом которой является нацеленность на личность слушателя в соответствии с её интересами, индивидуально-психологическими и возрастными особенностями. Особенностью проведения занятий в «Школе Психеи» является проблемность обучения, которая достигается за счёт привлечения слушателей к обсуждению неоднозначных проблем и вопросов как общепсихологического, так и личностного характера; предоставления им возможности высказать собственное мнение, получить опыт переживания и разрешения сложных жизненных ситуаций. В результате чего происходит творческое овладение психологическими знаниями, формирование психологической компетентности, а также формирование собственной личностной позиции. Свободная атмосфера творческого поиска ответов на вечные вопросы о смысле человеческого бытия, понимания себя и своего места в мире отвечает возрастным особенностям и актуальным потребностям психологического возраста слушателей «Школа Психеи».
Результаты.
Результатом организации и проведения «Школы Психеи» является формирование у слушателей психологической культуры. Это развитие и формирование коммуникативной компетентности, проявляющейся в освоении правил эффективного общения; развитие эмоционального интеллекта как способности человека правильно понимать потребности других людей, понимать их вербальные и невербальные сообщения и соответственно строить свое поведение; развитие социального интеллекта как умения индивида конструктивно взаимодействовать с окружающими людьми; формирование рефлексии как личностного качества; профессиональное и личностное самоопределение как нахождение своего образа «Я», приобретение умений, необходимых при выборе профессии, и продвижение в процессе принятия решения о выборе профессии.
Опыт организации и проведения «Школы Психеи» для учащихся сельских школ Республики Башкортостан на базе спортивно-оздоровительного лагеря «Росинка» Башкирского государственного педагогического университета им. М.Акмуллы показал эффективность использования такой формы психологического просвещения. Многие слушатели изъявили желание стать учителями и психологами, отдельные из них уже являются студентами педагогического университета. В 2007–2011 годах Школу Психеи прошли более 120 школьников из разных районов и городов Республики Башкортостан и России (гг. Уфа, Туймазы, Нефтекамск, Давлеканово, Стерлитамак, Сургут, Кармаскалинского, Караидельского, Кигинского, Чекмагушевского районов РБ) в возрасте от 11 до 17 лет.
В 2012 году «Школа Психеи» была организована и проведена на базе МОБУ СОШ с. Белое Озеро Гафурийского района РБ, которая является экспериментальной площадкой кафедры психологии БГПУ им.М.Акмуллы и работает по теме «Формирование когнитивной культуры обучающихся в образовательной среде сельской школы» (научный руководитель — к.пс.н., профессор кафедры психологии И.И.Ахтамьянова). Слушателями Школы стали 28 учащихся 3–10 классов.
В программу (72 ч.) вошли курсы, тематика и содержание которых были отобраны и апробированы на протяжении пяти лет и опыта проведения «Школы Психеи» в СОЛ «Росинка»: психология познания, психология успеха, тренинг эффективного общения, веревочный курс, основы выбора профессии, тренинг личностного роста. По окончании школы слушатели «сдавали экзамен» богине Афродите, чтобы помочь Психее (согласно легенде) воссоединиться с возлюбленным. При выполнении заданий слушателями были показаны знания, умения и навыки, приобретенные за время обучения в Школе.
Таким образом, проект организации «Школы Психеи» может служить моделью организации летних школ по различным профилям, а также быть базой для формирования профессионально-ориентированного контингента абитуриентов и поднятия престижа профессии учителя. Знания, полученные слушателями «Школы Психеи», могут быть использованы во всех сферах жизнедеятельности человека.