«Психофизиологические механизмы обеспечения эффективности обучения студентов» (монография по результатам исследования)
Книга посвящена анализу проблемы использования психофизологических механизмов когнитивных процессов молодежи в рамках концепции устойчивого развития общества и человека. В монографии рассматриваются теоретические, методологические, практические аспекты использования психофизиологических и психологических ресурсов человека, анализируются современные проблемы включения студентов в образовательный процесс. Впервые показаны особенности психофизиологической и психической регуляции в условиях образовательной деятельности. Освещается роль организационных, социально-психологических, психофизиологических и психологических факторов в образовательной успешности, анализируется психофизиологическая и психологическая цена затрат индивида в ходе получения высшего образования. В книге изложена авторская модель влияния разных условий получения образования на его эффективность. Созданная модель приводит к переосмыслению представлений о психофизиологических механизмах, лежащих в основе обучения и дифференцированном вкладе различных психологических и психофизиологических параметров в этот процесс с точки зрения системного подхода. Даны методические рекомендации по оценке затрат в ходе образовательной деятельности и определены наиболее непродуктивные формы получения высшего образования.
Полученные результаты могут быть использованы методологами и разработчиками процессов модернизации высшего и постдипломного образования, преподавателями и психологами вузов, администрацией образовательных учебных заведений в планировании учебной нагрузки для студентов разных форм обучения и разного возраста, в проведении учебно-воспитательной работы со студентами на этапе их адаптации к процессу обучения, в сопровождении их личностного и профессионального развития, в выборе эффективного индивидуального образовательного маршрута.
Выводы данной работы необходимо учитывать при управлении образовательными системами, организации процесса обучения, а также в психокоррекционной, психодиагностической и профориентационной работе со студентами вузов и специалистами в условиях повышения квалификации. В прикладном отношении полученные данные могут быть использованы при разработке оптимальных образовательных маршрутов обучающихся, в развитии системы оценки качества образовательных систем и проведении экспертиз предлагаемых к внедрению образовательных программ, для контроля и коррекции психофизиологического состояния студентов вузов.
Основное содержание работы (или ее этапы).
В первой главе «Теоретические и методические подходы к изучению психофизиологических механизмов обеспечения эффективности обучения» рассматривается проблема обеспечения качества и эффективности образования, анализируются факторы, меняющие результат обучения. Показано, что с психофизиологической точки зрения, результатом обучения выступают формы и результаты отражательных и регуляторных процессов в психике человека, описаны уровни психофизиологической регуляции деятельности. Ставится проблема необходимости конкретизировать механизмы, позволяющие обучающемуся сохранять оптимальное состояние в разных условиях получения образования.
В последующих главах изложены эмпирические данные, полученные в комплексном исследовании студентов, проводившемся с 2008 года в разных вузах страны. В исследование отбирались студенты нескольких страт: разных форм обучения (дневной, заочной, ускоренной); обучающихся в вузах, расположенных в разных городах (мегаполисе и небольшом городе); обучающихся в вузах с разной специализацией, а значит, разной системой отношений (гуманитарный (человек — человек), технический (человек — знак); обучающихся на разных этапах учебного года (сессия и семестр); разных возрастных категорий.
Анализ эмпирического материала описан по следующим направлениям: через сопоставительный анализ психофизиологических и психологических характеристик студентов, обучающихся в разных социокультурных условиях; через сопоставительный анализ психологических и психофизиологических механизмов обеспечения процесса обучения во время экзаменов и в межсессионный период; через выявление особенностей обеспечения эффективности обучения в разных формах обучения у студентов разного возраста.
Результаты, выводы.
1. Показана значимая роль психофизиологических параметров (сердечно-сосудистой регуляции и интегративной деятельности мозга) в обеспечении включения человека в образовательную деятельность. Данные исследования свидетельствуют о том, что спектральные характеристики ритма сердца в состоянии экзамена позволяют предсказать эффективность обучения студента на последующих этапах.
2. Прогностическим фактором успешности обучения можно считать число ошибок при выполнении сложной сенсомоторной реакции: чем ниже число ошибок, тем выше результаты итоговой аттестации у студентов разных вузов и форм обучения. Оценку риска перенапряжения можно проводить по анализу параметров сердечно-сосудистой регуляции организма.
3. Студенты мегаполиса отличаются от студентов малых городов большей выносливостью и динамичностью, более выраженными копинг-стратегиями, связанными с решением проблем. Для студентов малых городов более характерна повышенная реактивность и сенсорная чувствительность, превалирование эмоциоцентрированного копинга над проблемно-центрированным.
4. Возраст обучающихся влияет на характер включения тех или иных психофизиологических и психических ресурсов в образовательную деятельность. Удержание эффективности деятельности у молодых студентов происходит за счет вегетативной мобилизации. Сохранение деятельности при нарастании нагрузки у обучающихся старшего возраста происходит за счет мобилизации психологических механизмов.
5. Выявлено, что к индивидуально-личностным характеристикам, обеспечивающим эффективность обучения, относятся низкий уровень алекситимии, высокие показатели всех параметров смысложизненной ориентации, наличие копинг-стратегии, направленной на решение проблем.