Номинация «Проект года в психологической практике» по итогам 2012 года
Все проекты номинации в текущем году>
Реферат проекта

«Психолого-педагогическое сопровождение развития нравственных отношений студентов в переходный период от подросткового к юношескому как основной фактор профилактики наркомании» (научно-исследовательский проект)

Авторы:

  • Резяпова Рамзия Адгамовна

    кандидат психологических наук, старший преподаватель, педагог-психолог, ГАОУ СПО РБ Стерлитамакский медицинский колледж, СФ БашГУ (Стерлитамак)

  • Абдуллина Лилия Бакировна

    кандидат педагогических наук, декан факультета педагогики и психологии, заведующий кафедрой ТиМНО, СФ БашГУ (Стерлитамак)

Актуальность, научная, практическая и социальная значимость.

Наркомания, с нравственной точки зрения, и является проблемой, обращающей наше внимание на нравственное развитие, как отдельной личности человека, так и общества в целом. Именно нравственное состояние определяет благоприятность для развития в человеке пороков или добродетелей, зла или добра. Чтобы правильно противостоять наркомании, нужно понимать, в чем же состоит болезнь общества (из доклада протоиерея Александра Талько).

Подростковая наркомания, как результат того, что происходит в обществе, а именно: падение духовных, нравственных, культурных и образовательных ценностей.

И именно поэтому мы считаем, что остро встает необходимость развития нравственных отношений у подрастающего поколения как основной фактор профилактики наркомании, основанного на гуманном отношение человека к себе, к другим людям, к обществу, природе.

Сказанное определяет актуальность исследования и его проблему, которая заключается в теоретическом и эмпирическом обосновании модели и программы психолого-педагогического сопровождения развития нравственных отношений студентов в переходный период от подросткового к юношескому.

Основная идея проекта. Психолого-педагогическое сопровождение развития нравственных отношений подростков как основной фактор наркомании будет результативным при условии:

  • формирования у личности студентов адекватных представлений о нравственно-этических регулятивах;
  • осознания студентами собственных эмоциональных переживаний в ситуациях нравственно-этической направленности;
  • овладения способами нравственно-этического взаимодействия с разными субъектами в образовательном пространстве учебного заведения и в открытой общественной среде.

Научная значимость проекта. Создана теоретическая модель, разработана и внедрена программа психолого-педагогического сопровождения развития нравственных отношений личности студентов как основной фактор профилактики наркомании.

Практическая значимость. Репрезентативный эмпирический материал, полученный в исследовании, созданные и экспериментально проверенные методы используется при разработке развивающих и коррекционных программ в деятельности практических психологов.

Социальная значимость. Созданная модель и апробированная программа психолого-педагогического сопровождения развития нравственных отношений личности студентов могут быть положены в основу проектирования деятельности педагогов-психологов в процессе совершенствования нравственного развития студентов в образовательных учреждениях по профилактике наркомании.

Значение для развития психологии. Результаты исследования углубляют научные представления о процессе психолого-педагогического сопровождения развития нравственных отношений личности в переходный период от подросткового к юношескому.

Цели и задачи проекта.

Цель: теоретически и эмпирически обосновать модель и программу психолого-педагогического сопровождения развития нравственных отношений личности в переходный период от подросткового к юношескому как основной фактор профилактики наркомании.

Задачи:

  1. обосновать теоретическую модель, разработать и апробировать программу психолого-педагогического сопровождения развития нравственных отношений личности студентов;
  2. осуществить оценку результативности данной программы в ходе опытно-экспериментальной работы.

Основное содержание проекта.

Целевая группа: личность в переходном периоде от подросткового к юношескому.

1 этап. Создана теоретическая модель развития нравственных отношений личности студентов медицинского колледжа, включающая следующие блоки: целеполагания, содержательно-процессуальный, результативный.

2 этап. В соответствии с моделью разработана программа, включающая три модуля, составленных с учетом специфики организации деятельности педагога-психолога, выделения субъектов сопровождения: работа со студентами, родителями и педагогами.

I модуль — работа со студентами. Процессуально содержание первого модуля реализовывалось через проведение социально-психологические тренинги и классные часы под общим названием «Нравственность в 21 веке»,

спецкурса «Основы развития нравственных отношений медицинского работника».

II модуль — работа с педагогическим коллективом. Основной компонент данного модуля — тренинг для педагогов «Искусство педагогического общения».

III модуль — работа с родителями студентов. В рамках программы психолого-педагогического сопровождения были организованы и реализованы совместные занятия «Мир семьи» для студентов и их родителей.

Для реализации данного проекта необходимо задействовать следующие ресурсы:

  • педагог-психолог и руководители групп;
  • наличие двух комнат (для групповых и индивидуальных форм работ);
  • учебно-методический комплекс, включающий программы: социально-психологических тренингов, классных часов «Проблемы нравственности в 21 веке», спецкурса для студентов; «Искусство педагогического общения» для педагогов; «Искусство детско-родительских отношений» для родителей.

Результаты, выводы.

Проект был реализован в 2011–2012 годах. Базой экспериментального исследования являлись государственные автономные образовательные учреждения среднего профессионального образования Республики Башкортостан Стерлитамакский, Салаватский, Кумертауский медицинские колледжи.

Проверка результативности реализации программы выявила наличие статистически значимых различий (при p≤0,05 и при p≤0,01) в уровне сформированности изучаемых характеристик нравственного отношения. При психолого-педагогическом сопровождении развития нравственных отношений личности студентов происходят качественные изменения в системе данных отношений: увеличение осознанности, принятия нравственных ценностей и норм, которые обеспечивают общую направленность поведения подростка, социально значимый выбор его целей, способов регуляции поведения.

Другие проекты в этой номинации

Посмотреть все проекты 2024 года в номинации «Проект года в психологической практике» >

Главный всероссийский профессиональный конкурс

Финалистов выбирают Экспертный Совет Национального конкурса, читатели и редколлегия «Психологической газеты».

Победителей определяет Большое Жюри — 50 наиболее авторитетных и уважаемых членов профессионального сообщества.

Все участники Национального конкурса «Золотая Психея» получают дипломы победителей, лауреатов или номинантов.

Положение о Конкурсе