«Психолого-педагогическое сопровождение развития нравственных отношений студентов в переходный период от подросткового к юношескому как основной фактор профилактики наркомании» (научно-исследовательский проект)
Актуальность, научная, практическая и социальная значимость.
Наркомания, с нравственной точки зрения, и является проблемой, обращающей наше внимание на нравственное развитие, как отдельной личности человека, так и общества в целом. Именно нравственное состояние определяет благоприятность для развития в человеке пороков или добродетелей, зла или добра. Чтобы правильно противостоять наркомании, нужно понимать, в чем же состоит болезнь общества (из доклада протоиерея Александра Талько).
Подростковая наркомания, как результат того, что происходит в обществе, а именно: падение духовных, нравственных, культурных и образовательных ценностей.
И именно поэтому мы считаем, что остро встает необходимость развития нравственных отношений у подрастающего поколения как основной фактор профилактики наркомании, основанного на гуманном отношение человека к себе, к другим людям, к обществу, природе.
Сказанное определяет актуальность исследования и его проблему, которая заключается в теоретическом и эмпирическом обосновании модели и программы психолого-педагогического сопровождения развития нравственных отношений студентов в переходный период от подросткового к юношескому.
Основная идея проекта. Психолого-педагогическое сопровождение развития нравственных отношений подростков как основной фактор наркомании будет результативным при условии:
- формирования у личности студентов адекватных представлений о нравственно-этических регулятивах;
- осознания студентами собственных эмоциональных переживаний в ситуациях нравственно-этической направленности;
- овладения способами нравственно-этического взаимодействия с разными субъектами в образовательном пространстве учебного заведения и в открытой общественной среде.
Научная значимость проекта. Создана теоретическая модель, разработана и внедрена программа психолого-педагогического сопровождения развития нравственных отношений личности студентов как основной фактор профилактики наркомании.
Практическая значимость. Репрезентативный эмпирический материал, полученный в исследовании, созданные и экспериментально проверенные методы используется при разработке развивающих и коррекционных программ в деятельности практических психологов.
Социальная значимость. Созданная модель и апробированная программа психолого-педагогического сопровождения развития нравственных отношений личности студентов могут быть положены в основу проектирования деятельности педагогов-психологов в процессе совершенствования нравственного развития студентов в образовательных учреждениях по профилактике наркомании.
Значение для развития психологии. Результаты исследования углубляют научные представления о процессе психолого-педагогического сопровождения развития нравственных отношений личности в переходный период от подросткового к юношескому.
Цели и задачи проекта.
Цель: теоретически и эмпирически обосновать модель и программу психолого-педагогического сопровождения развития нравственных отношений личности в переходный период от подросткового к юношескому как основной фактор профилактики наркомании.
Задачи:
- обосновать теоретическую модель, разработать и апробировать программу психолого-педагогического сопровождения развития нравственных отношений личности студентов;
- осуществить оценку результативности данной программы в ходе опытно-экспериментальной работы.
Основное содержание проекта.
Целевая группа: личность в переходном периоде от подросткового к юношескому.
1 этап. Создана теоретическая модель развития нравственных отношений личности студентов медицинского колледжа, включающая следующие блоки: целеполагания, содержательно-процессуальный, результативный.
2 этап. В соответствии с моделью разработана программа, включающая три модуля, составленных с учетом специфики организации деятельности педагога-психолога, выделения субъектов сопровождения: работа со студентами, родителями и педагогами.
I модуль — работа со студентами. Процессуально содержание первого модуля реализовывалось через проведение социально-психологические тренинги и классные часы под общим названием «Нравственность в 21 веке»,
спецкурса «Основы развития нравственных отношений медицинского работника».
II модуль — работа с педагогическим коллективом. Основной компонент данного модуля — тренинг для педагогов «Искусство педагогического общения».
III модуль — работа с родителями студентов. В рамках программы психолого-педагогического сопровождения были организованы и реализованы совместные занятия «Мир семьи» для студентов и их родителей.
Для реализации данного проекта необходимо задействовать следующие ресурсы:
- педагог-психолог и руководители групп;
- наличие двух комнат (для групповых и индивидуальных форм работ);
- учебно-методический комплекс, включающий программы: социально-психологических тренингов, классных часов «Проблемы нравственности в 21 веке», спецкурса для студентов; «Искусство педагогического общения» для педагогов; «Искусство детско-родительских отношений» для родителей.
Результаты, выводы.
Проект был реализован в 2011–2012 годах. Базой экспериментального исследования являлись государственные автономные образовательные учреждения среднего профессионального образования Республики Башкортостан Стерлитамакский, Салаватский, Кумертауский медицинские колледжи.
Проверка результативности реализации программы выявила наличие статистически значимых различий (при p≤0,05 и при p≤0,01) в уровне сформированности изучаемых характеристик нравственного отношения. При психолого-педагогическом сопровождении развития нравственных отношений личности студентов происходят качественные изменения в системе данных отношений: увеличение осознанности, принятия нравственных ценностей и норм, которые обеспечивают общую направленность поведения подростка, социально значимый выбор его целей, способов регуляции поведения.