«Валеопсихология и резервы человеческой психики» (учебно-методический образовательный комплекс по психологии)
Полное название проекта
Печатные издания: учебно-методический образовательный комплекс по психологии: «Валеопсихология и резервы человеческой психики». В учебно-методический комплекс входит сборник программ «Психология дополнительного образования». Учебное пособие «Основы здоровой жизнедеятельности. Активизация психофизической работоспособности человека».
Автор учебного пособия «Основы здоровой жизнедеятельности. Активизация психофизической работоспособности человека» 27,4 п.л. - Озеров Виктор Петрович
Авторы учебно-методического пособия «Психология дополнительного образования» - Озеров Виктор Петрович, Соловьева Ольга Владимировна, Озеров Федор Павлович, Бондаренко Елизавета Владимировна. Под общей редакцией профессора, доктора психологических наук В.П.Озерова
Актуальность
Согласно всемирной организации здравоохранения, здоровье включает три компонента: социальное, психическое и соматическое здоровье. Первые два компонента напрямую зависят от развития психологической науки, а третий зависит от психосоматического, психофизиологического и психофизических аспектов здоровья человека. Сложная социально-экономическая и демографическая обстановка в России выдвигает на одно из самых важных и актуальных мест проблему разработки теоретических и методологических основ здоровой жизнедеятельности человека, активизации психофизической работоспособности граждан, раскрытию их творческого потенциала, начиная с
детского возраста.
Социальная, научная и практическая значимость
Реформирование образования в средней и высшей школе недостаточно успешно решает глобальную задачу общества: сохранение и укрепление социального, психического и физического здоровья учащегося, изучение и развитие его познавательных и психомоторных способностей, профессиональных интересов, склонностей и способностей, что непосредственно входит в валеопсихологическую деятельность психолога, которую следует понимать как психолого-педагогическую деятельность, направленную на формирование системы научно-теоретических знаний и комплекса практических умений и навыков в области психогигиены, психосоматики, психомоторики и психофизической активизации работоспособности человека и психофизиологической реабилитации после нагрузок.
Значение для развития психологии
В развитии психологической науки относительно низкими темпами развивается валеопсихологическое направление, которое весьма перспективно не только для общей и педагогической психологии, но и совершенствования психогигиены, психологии здоровья, психологии труда и физического воспитания, акмеологии и эргономики. В нашем учебном пособии представлено систематически изложенное валеопсихологическое обобщение, позволяющее объяснить и реализовать основы здоровой жизнедеятельности человека, активизировать его психофизическую работоспособность в образовательной и производственной деятельности.
Цели
Целью проекта было создание, апробация и опубликование учебно-методического образовательного комплекса: «Валеопсихология и резервы человеческой психики»: 1) для совершенствования валеопсихологического образования психологов, практических психологов и социальных работников и повышения психологической компетентности студентов и преподавателей высшей школы не психологических специальностей; 2) учебное пособие может использоваться как учебник для непрерывного валеологического образования в средней и высшей школе, как студентами, так и школьниками.
Аудитория
Проект рассчитан на следующую аудиторию: Г) студентов, магистров, аспирантов и преподавателей средней и высшей школы психологических и других специальностей; 2) студентов отделений практической психологии и социальных педагогов.
Основное содержание работы
Основное содержание работы опубликовано в учебном пособии: «Основы здоровой жизнедеятельности. Активизация психофизической работоспособности человека» 2006, 472 с, которая в свою очередь состоит из 7 разделов, 43 глав. предисловия, введения, заключения и литературы. Предисловие написано академиком РАО, профессором В.П. Зинченко и профессором Б.Б.Коссовым.
В разделе I: «Система наук о работоспособности и здоровье человека» описывается предмет и задачи здоровой жизнедеятельности, гуманитарные и естественнонаучные основы здоровой жизнедеятельности: оздоровление окружающей и производственной среды, программа и валеопсихологические основы обучения и воспитания в средней и высшей школе.
Второй раздел. «Утомление и методы активизации работоспособности человека» включает главы о психофизиологических причинах развития утомления, методах диагностики утомления и динамике развития утомления, описывается оригинальная методика - оценка степени утомления и тяжести труда, психофизиологическим методам повышения работоспособности человека.
Раздел III «Личная гигиена в борьбе за здоровую жизнедеятельность» посвящен традиционным и редко встречающимся гигиеническим темам «Врачебный контроль и самоконтроль», «Гигиена любви и венерические заболевания».
Раздел IV «Психогигиена и здоровая жизнедеятельность » включает кроме традиционных редко встречающиеся темы: «Метод психокоррекции «СОЭВУС», «Методы улучшения зрения», «Психосексуальное развитие детей и подростков». В главе «Психофизиологические основы индивидуализации обучения школьников» описывается разработанная автором психодиагностическая экспрессметодика и инновационная психолого-педагогическая методика в использовании свойств нервной системы учащихся в повышении эффективности учебно-воспитательною процесса.
Раздел V «Двигательная активность как основа здоровой жизнедеятельности и работоспособности человека» включает ряд интересных глав: «Психофизические нагрузки современного человека», «Физические упражнения для формирования красивой фигуры», «Психомоторное развитие человека», «Самостоятельные занятия физическими упражнениями», «Олимпийские игры и стремление человека к гармоничному развитию».
Раздел VI «Оздоровительные системы и активизация работоспособности человека» включает актуальные для современной России темы: «Здоровая жизнедеятельность и работоспособность человека», «Здоровая жизнедеятельность и долголетие». Глава «Комплексный подход в научной организации труда и отдыха», написана на основе многолетнего экспериментального опыта автора. внедренного в производственную практику и получившего высокую научную и социальную оценку.
В седьмом разделе книги приводится понятийный аппарат для изучения валеопсихологии -основ здоровой жизнедеятельности.
В заключении обсуждаются материалы учебного пособия в связи с введением новой учебной дисциплины «Основы здоровой жизнедеятельности».
Результаты, выводы
Основными результатами проекта является разработка, многолетнее внедрение в образовательную деятельность по практической психологии и издание учебно-методического комплекса: «Валеопсихология и резервы человеческой психики» в форме сборника программ: «Психология дополнительного образования», 9 п.л. и инновационного учебного пособия для средней и высшей школы: «Основы здоровой жизнедеятельности. Активизация психофизической работоспособности человека», 27,4 п.л. Основной вывод: Новый более комплексный и конструктивный предмет «Основы здоровой жизнедеятельности» с успехом заменит методологически устаревший термин и название предмета «Здоровый образ жизни», который войдет в новый более комплексный и конструктивный предмет. Автор впервые дает определение новой дисциплине. «Основы здоровой жизнедеятельности» - это новая научно-практическая, комплексная дисциплина, направленная на активное овладение всем научно-биологическим, гуманитарным и практическим опытом человечества в области валеопсихологических знаний, умений, навыков здоровой жизнедеятельности и повышении психофизиологической работоспособности человека; активизации резервных духовно-нравственных, психофизических возможностей для эффективного выполнения социальных, познавательных и профессиональных функций с безусловным укреплением и сохранением нравственного, психического и соматического здоровья на долгие годы» (с. 457). Психологии в этом новом научно-практическом направлении принадлежит грандиозная инновационная роль.
Озеров Виктор Петрович - доктор психологических наук, профессор, зав. кафедрой практической психологии и социальной педагогики Ставропольского государственного университета. Председатель Ставропольского регионального отделения Российского психологического общества. Сфера научных интересов: Теоретические и прикладные проблемы психологии. Психомоторные способности человека. Активизация психофизической работоспособности человека. Валеопсихология и резервы человеческой психики. Психодиагностика и формирование способностей учащейся молодежи. Психологические основы здоровой жизнедеятельности.