Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 

Регистрация

Ваш e-mail *
Придумайте пароль *
Повторите пароль *
Фамилия *
Имя *
Отчество *
Город *
Получать новости


Номинация «Проект года в психологическом образовании»
Реферат проекта

«Энциклопедия признаков и интерпретаций в проективном рисовании и арт-терапии» (печатное издание)


Полное название проекта (печатное издание)

Лебедева Л.Д., Никонорова Ю.В., Тараканова Н.А. Энциклопедия признаков и интерпретаций в проективном рисовании и арт-терапии. - СПб.: Речь, 2006. – 336 с.

Посмотреть презентацию (333 Кб)

Актуальность

Популярность проективных тестов актуализирует проблему ответственного отношения к ним как профессиональному инструментарию. Данная книга – первое в отечественной психологической литературе справочное пособие, в котором систематизированы наиболее часто встречающиеся в проективном рисовании и арт-терапии признаки (графические индикаторы), показана вариативность их интерпретаций, обозначены ресурсы и ограничения метода проективной диагностики.

Социальная, научная и практическая значимость

В книге представлены результаты научного исследования проективных возможностей рисования. Поскольку любой свободный рисунок проявляет фоновое эмоциональное состояние, способ его создания в психодиагностическом контексте не имеет принципиального значения. Подтверждено, что большая часть предложенных в справочных таблицах интерпретаций графических признаков имеет высокую чувствительность в диагностике продуктов художественного творчества не зависимо от того, при выполнении какого именно тематического задания (или теста) они впервые были выделены. Логично предположить некую универсальность интерпретаций сходных графических признаков в любых формах спонтанной изобразительной деятельности (рисунок, картина, композиция, коллаж). Вместе с тем прямой перенос систематизированных нами данных из 40 источников в иной контекст психодиагностики требует дополнительной проверки на валидность. Практическое освоение данного пособия будет способствовать расширению профессиональных возможностей и росту социальной компетентности специалиста.

Значение для развития психологии

Научно-практические материалы книги имеют значение для развития экспериментальной психологии, психодиагностики, практической психологии и других направлений психологической науки. Интеграция методов арт-терапевтической диагностики в психологическую практику открывает дополнительные возможности для развития проективных методов исследования.

Цели

В данном проекте реализована триада целей (научно-теоретическая, учебно-методическая и практико-ориентированная). Содержание книги акцентирует профессионально-этическое отношение к интерпретации проективных признаков в изобразительных продуктах. Говоря языком метафоры, авторы ставили цель показать, что «путешествие в таинственный мир рисунка» - не столько увлекательное занятие, сколько ответственная научно-исследовательская работа.

Аудитория, на которую рассчитан проект

Справочное пособие адресовано широкому кругу читателей, ориентированных на профессиональное применение методов графической проективной диагностики и арт-терапии. Может использоваться в качестве учебного пособия для студентов психолого-педагогических специальностей при изучении дисциплин: «Методология и методы психологических исследований», «Психодиагностика», «Экспериментальная психология», «Специальная психология», «Психологическое консультирование», «Психолого-педагогическая коррекция»; на спецкурсах и психолого-педагогических практиках; при выполнении курсовых, квалификационных работ и научных исследований. Книга будет полезна практикующим психологам, терапевтически-ориентированным преподавателям изобразительного искусства, аспирантам и научным работникам соответствующего профиля.

Основное содержание работы

Предисловие

Введение

Глава 1. Рисунок в психологической диагностике

Глава 2. Проективное рисование в арт-терапии

Глава 3. Интерпретация проективных признаков в рисунках и других продуктах художественного творчества

3.1. Таблица проективных признаков и интерпретаций в изображении линий
3.2. Таблица проективных признаков и интерпретаций в изображении дома
3.3. Таблица проективных признаков и интерпретаций в изображении дерева
3.4. Таблица проективных признаков и интерпретаций в изображении человека
3.5. Таблица проективных признаков и интерпретаций в изображении семьи
3.6. Таблица проективных признаков и интерпретаций в изображении неизвестного животного
3.7. Таблица необычных проективных признаков и интерпретаций
3.8. Цвет в проективном рисовании и арт-терапии: таблица признаков и интерпретаций

Библиографический список цитируемой литературы

Приложение 1.

Опыт интерпретации проективных признаков рисунка в арт-терапевтической работе
Тематический рисунок «Образы эмоций и чувств»

Приложение 2.

Примеры арт-терапевтических техник: описание и комментарии
Арт-терапевтическая техника «Линии конфликта»
Арт-терапевтическая техника «Карта эмоций»
Арт-терапевтическая техника с применением манной крупы

В первой главе книги рисунок в психологической диагностике рассматривается в контексте феномена проекции. Считается, что заключенные в изображении «личные смыслы», пере¬живания могут быть раскодированы и осознаны как самим «художником», так и специалистом, который помогает автору понять содержание и символику творческого продукта. На основе стандартных шкал формальных элементов (линия, форма, цвет и др.) производится качественный и количественный анализ характерных деталей, их интерпретация. Вместе с тем индивидуальные особенности изображения создают трудность объективного «прочтения» рисунков. Сказанное проиллюстрировано в книге разнообразием интерпретаций одних и тех же признаков рисунка, предложенных разными авторами в научных и популярных изданиях. Таким образом, несмотря на востребованность метода в массовой психологической практике, к числу ограничений логично отнести субъективность интерпретаций и низкую надежность.

Во второй главе показаны диагностические ресурсы проективной диагностики в арт-терапии. Диагностический и собственно терапевтический процессы протекают одновременно. Ситуация диагностики менее заметна и не провоцирует у участников реакций защитного характера. Вместо формального анализа рисунка психолог опирается на систему значений и ассоциаций самого автора, используя при этом разнообразные речевые стратегии. Творческая деятельность участников арт-терапевтического процесса сравнима с плацебо-эффектом. Символичность языка рисунка дает человеку чувство защищенности, соприсутствие арт-терапевта помогает созданию психологически безопасного пространства, в пределах которого возможно отреагирование разнообразных чувств в спонтанных художественных образах.

Примеры арт-терапевтических сессий и комментарии к использованию справочных таблиц даны в приложениях.

Результаты, выводы

Проделанная авторами проекта работа по систематизации наиболее часто встречающихся графических индикаторов, с одной стороны, поможет достичь большей объективности и достоверности в случае формальной интерпретации рисунков без процедуры послетестового опроса. С другой стороны, - удержит исследователя и практикующего специалиста от поспешной и необоснованной постановки «психологического диагноза».

«...Опорные элементы – это основы, на которые можно опираться, но ни в коем случае не делать окончательных выводов. Необходимо помнить, что ни один опорный элемент не дает решающего доказательства того, что же на самом деле происходит в психике пациента...» (Грегг Ферс)

Лебедева Людмила Дмитриевна (руководитель авторского коллектива) - профессор, доктор педагогических наук, декан педагогического факультета, профессор кафедры педагогики и психологии младшего школьника, Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова, сфера научных интересов: методология, теория, практика арт-терапии; арт-терапия в образовании педагога-психолога, школьного психолога, практического психолога; проективные методы психологического исследования,  опубликовано 148 работ.

Никонорова Юлия Владиславовна - окончила Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова, очная аспирантура по кафедре педагогики и психологии младшего школьника, ассистент кафедры педагогики и психологии младшего школьника УГПУ, сфера научных интересов: проблематика исследований эмоций человека, проблема развития и оптимизации эмоциональной сферы педагогов-психологов средствами арт-терапии. Преподает учебные дисциплины: «Коррекционная педагогика с основами специальной психологии», «Психолого-педагогический практикум»

Тараканова Наталья Анатольевна - окончила Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова, очная аспирантура по кафедре педагогики и психологии младшего школьника, ассистент кафедры педагогики и психологии младшего школьника УГПУ, сфера научных интересов: эмоционально-символическая коммуникация, ее потенциал в работе с детьми и взрослыми, арт-терапия в образовании. Преподает учебные дисциплины: «Педагогическая психология», «Основы специальной педагогики и психологии», «Коррекционная педагогика с основами специальной психологии», «Математические основы психологии и психодиагностика», «Психолого-педагогический практикум»


Заинтересовал проект? Расскажите о нём:

 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург,
набережная реки Смоленки, д. 14, литер А, оф. 229, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su