Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 

Регистрация

Ваш e-mail *
Придумайте пароль *
Повторите пароль *
Фамилия *
Имя *
Отчество *
Город *
Получать новости


Номинация «Проект года в психологическом образовании»
Реферат проекта

«Контрольные работы по курсу "Общая психология"» (учебное пособие)


Актуальность, научная и практическая значимость.

Известно, что сферой профессиональной деятельности выпускников университета является работа в образовательных учреждениях, поэтому в тематике контрольных работ отражены особенности психического развития дошкольников, школьников различного возраста и взрослых, предложены соответствующие методики исследования.

Целью контрольных работ по курсу «Общая психология» является углубление знаний студентов, усвоенных при изучении основ психологии, совершенствование навыков самостоятельной работы, освоение умений, необходимых для проведения психологических исследований, анализа и интерпретации полученных результатов и формулирования выводов.

Выполнение контрольной работы требует высокого уровня ответственности студентов, самодисциплины, познавательной мотивации, способности к рефлексивному анализу своих действий.

Каждая из предусмотренных тем рассчитана на:

  • владение основами теоретического содержания курса психологии;
  • ориентировку в методах психологического исследования;
  • сформированность базовых умений изучения психологических закономерностей в конкретных ситуациях жизни и деятельности человека.

Выполнение контрольной работы включает в себя ряд этапов:

  1. выбор темы контрольной работы и анализ условий ее выполнения (уровень знаний и умений, наличие необходимой литературы и материалов исследования); если условия не отвечают требованиям контрольной работы, необходима консультация с преподавателем;
  2. углубленное изучение теоретических основ проблемы, обозначенной в теме работы; выделение психологических характеристик изучаемого феномена (процесса, свойства, состояния), выяснение их психологических механизмов;
  3. анализ метода исследования: теоретическое обоснование выбора метода, его диагностические возможности, требования к проведению (процедуре исследования), наличие соответствующих материалов;
  4. организация исследования: выбор испытуемого в соответствии с целью исследования, особенностями изучаемого психологического явления и возрастными границами применения метода; установление доверительных отношений с испытуемым, соблюдение требований к процедуре исследования, четкое следование инструкции;
  5. обработка результатов исследования: количественный анализ данных, представленных в таблицах, рисунках, графиках, моделях; в ходе, которого находят среднее арифметическое и сравнивают его со шкальными величинами; качественный анализ проводится на базе количественного, но не сводится к нему, а предполагает также выяснение причин высоких или низких показателей

Тематика контрольных работ представлена по следующим разделам:

  • методы психологии — наблюдение, беседа, проективные методы;
  • деятельность — навыки, внимание и его свойства,
  • познавательные процессы — восприятие, наблюдение, виды памяти, типы памяти, мыслительные операции (анализ, сравнение, обобщение, классификация), виды мышления, индивидуальные особенности мышления, воображение;
  • личность — потребности, мотивы, направленность личности, самооценка, уровень притязаний, ценности личности;
  • индивидуально-психологические свойства личности — темперамент, характер, способности.
  • эмоционально-волевая сфера личности — формы переживания чувств, эмоциональные состояния, способность к саморегуляции, волевые качества личности;

Основное содержание работы (или ее этапы).

Раздел 1. Методы психологии — наблюдение, беседа, проективные методы;

Раздел 2. Деятельность - навыки, внимание и его свойства;

Раздел 3. Познавательные процессы - восприятие, наблюдение, виды памяти, типы памяти, мыслительные операции (анализ, сравнение, обобщение, классификация), виды мышления, индивидуальные особенности мышления, воображение);

Раздел 4. Личность — потребности, мотивы, направленность личности, самооценка, уровень притязаний, ценности личности;

Раздел 5. Индивидуально-психологические свойства личности — темперамент, характер, способности.

Раздел 6. Эмоционально-волевая сфера личности — формы переживания чувств, эмоциональные состояния, способность к саморегуляции, волевые качества личности.

К каждой теме предлагается план, список необходимой литературы, практическое задание, рекомендации по его выполнению и комментарии, следуя которым студент ориентируется в литературных источниках и содержании контрольной работы по выбранной теме.

Студентам, испытывающим затруднения в подготовке контрольной работы и в проведении исследования, предлагается ориентировочная схема выполнения контрольной работы.

Ориентировочная схема выполнения работы.

  1. Найдите в учебнике по курсу общей психологии соответствующий раздел, прочтите его и выделите психологические понятия, раскрывающие сущность проблемы.
  2. Уточните содержание понятий, используя психологические словари. Если толкование понятий оказывается сложным, можно обратиться к толковым словарям русского языка, словарю иностранных слов.
  3. Ответьте на первый вопрос плана — дайте общую характеристику изучаемого процесса, свойства, или состояния. Для этого необходим анализ литературы, рекомендованной к данной теме.
  4. Рассмотрите содержание и процедуру проведения исследования. Проанализируйте условия, место проведения исследования, подготовьте необходимый материал, указанный в описании методики.
  5. Внимательно прочтите инструкцию для испытуемого, проговорите ее вслух и выделите голосом то, на что, прежде всего, должен обращать внимание испытуемый.
  6. Ход исследования записывайте в протоколе, в котором отражаются ваши действия (требования) и реакции на них испытуемого. Фиксируются три типа реакций: речевые, двигательные и эмоциональные.
  7. Результаты исследования представляются в виде таблиц, графиков, диаграмм, в которых отражены количественные данные. Они и протокол исследования служат материалом для качественного анализа результатов.
  8. Вывод о результатах исследования формулируется в соответствии с целью методики (например, цель: исследование типа памяти, означает, что вывод должен быть сделан о типе памяти испытуемого, а характеристики типа должны быть выделены при ответе на второй вопрос плана — типы памяти).
  9. Материалы исследования, с которыми работал испытуемый, оформляются в виде приложения к контрольной работе.

Выводы.

Авторы учебного пособия «Контрольные работы по курсу «Общая психология»» при его разработке руководствовались Федеральным государственным образовательным стандартом III поколения высшего профессионального образования.

Пособие адресовано студентам очной и заочной форм обучения и может оказать им существенную помощь в подготовке к зачетам и экзаменам по курсу «Общая психология».


Содержательные материалы
Заинтересовал проект? Расскажите о нём:
За этот проект проголосовало: 48 читателей

 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург,
набережная реки Смоленки, д. 14, литер А, оф. 229, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su