«Дети с ОВЗ: новые возможности» (комплексная программа психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях детского сада компенсирующего вида)
Актуальность, научная и практическая значимость.
МКДОУ №72 «Дельфиненок» посещают дети с ограниченными возможностями здоровья (речевой патологией разной степени выраженности, задержанным психическим развитием, интеллектуальной недостаточностью, эмоциональными нарушениями). Данная категория воспитанников имеет временные или постоянные отклонения в психофизическом развитии и нуждается в создании специальных условий воспитания и обучения. Исходя из концепции развития детского сада — модернизации системы коррекционно-воспитательной работы, — определила основную цель своей профессиональной деятельности — создание благоприятных условий для полноценного проживания детьми с ограниченными возможностями здоровья дошкольного детства, компенсация и исправление интеллектуальных и эмоционально-волевых проблем, подготовка к жизни в современном обществе.
В рамках достижения поставленной цели разработала программу психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья. Актуальность, научная и практическая значимость программы обусловлены увеличением количества детей с ОВЗ, усложнением структуры дефекта, с одной стороны, и необходимостью разработки инновационных коррекционных подходов, позволяющих добиться лучших результатов, с другой.
Цели программы.
Цель программы — организация психокоррекционной работы, направленной на психофизическое развитие ребёнка с ОВЗ, гармонизацию личности и профилактику возможных трудностей.
При составлении программы руководствовалась законами и законодательными актами Российской Федерации, Конвенцией о правах человека и Конвенцией о правах ребенка, инструктивными письмами Минобразования, общеобразовательной программой дошкольного учреждения на основе федеральных государственных требований.
Содержание проекта.
Программа состоит из следующих блоков
I блок. Задачи: формирование базовых составляющих психической деятельности, пространственных и пространственно-временных представлений.
Для реализации поставленной задачи мною разработана и внедрена в практику авторская коррекционно-развивающая программа «Формирование пространственных и пространственно-временных представлений у детей с ОВЗ». Программа рецензирована на кафедре коррекционной педагогики и специальной психологии Красноярского краевого института повышения квалификации и профессиональной подготовки работников образования.
Недостаточная сформированность пространственных и пространственно-временных представлений в дальнейшем сказывается на формировании грамотной связной речи, навыков чтения и письма, способности решения интеллектуальных задач.
Программа включает 4 основных этапа. Структура заданий от этапа к этапу усложняется — от наиболее простых (топологических, координатных, метрических) до лингвистических представлений (пространство языка). Каждый этап разделен на несколько тем, представляющих работу на различных уровнях (пространство собственного тела, расположение объектов по отношению к собственному телу, взаимоотношение внешних объектов между собой, лингвистическое пространство, включая временные представления) с обязательной соответствующей вербализацией всех представлений. Овладение каждым из этих уровней необходимо для прочного закрепления каждого этапа, и только в этом случае допускается переход к следующему этапу программы. Каждый этап включает серии разнообразных заданий и упражнений.
Программа рассчитана на 3 года обучения.
Оценка результатов усвоения программы «Формирование пространственных и пространственно-временных представлений»
Этапы |
I этап. Уровень пространства собственного тела |
II–III этап. Анализ расположения объектов в пространстве |
IV этап. Словесное обозначение пространственно-временных категорий |
||||||
Период | 2010 |
2011 |
2012 |
2010 |
2011 |
2012 |
2010 | 2011 | 2012 |
Дети с ОНР | 77,8% | 80% | 82% | 67,7% | 69% | 71% | 54,8% | 56,2% | 57,5% |
Дети с ЗПР | 66% | 66,7% | 68% | 56,2% | 56,8% | 57% | 38,2% | 39% | 40,5% |
II блок. Задача — организация индивидуального коррекционного обучения: коррекция и развитие высших психических функций детей с ОВЗ с учетом индивидуально-компенсаторных возможностей.
В системе комплексного психолого–медико–педагогического сопровождения МКДОУ разрабатываю индивидуально–коррекционные программы на каждого ребёнка, отнесённого к «группе риска». Подбираются игры и упражнения, направленные на развитие психических функций (памяти, внимания, мышления, восприятия). Каждые три месяца провожу дальнейшую корректировку программы, отслеживаю динамику.
Проводимая работа позволяет достигать положительной динамики в психическом развитии детей с ОВЗ.
Мониторинг индивидуального коррекционного обучения 2009–2012 гг.
Период | 2009-2010 | 2010-2011 | 2011-2012 |
Количество детей «группы риска» |
18 |
23 |
17 |
Выведено из режима сопровождения |
8 |
12 |
11 |
Результаты в % |
44,4% |
56% |
60% |
III блок. Задачи: формирование психологического здоровья, гармонизация эмоционально-аффективной сферы, психокоррекция преневротических нарушений, выработка навыков произвольной и эмоциональной устойчивости, формирование адаптивных форм поведения.
Психологическую коррекцию осуществляю в рамках клинико-психолого-педагогического подхода в комплексе с педагогической коррекцией и медикаментозной терапией. Использую игровые методы психокоррекции, здоровьесберегающие технологии, психорегулирующие тренировки, развивающие и коммуникативные игры, игры-драматизации, психогимнастические и телесно ориентированные упражнения, поведенческий тренинг. Результаты проводимой работы показывают, что у детей значительно снижаются негативные эмоциональные состояния, формируются навыки доброжелательного поведения.
IV блок. Формирование адекватных родительских установок на психологические проблемы ребенка.
V блок. Сопровождение профессионального развития педагогов:
- приобретение психологических знаний,
- формирование психологических установок на личностное преобразование,
- совместное проектирование с педагогами коррекционно-образовательных программ.
Результаты и выводы.
Реализуя программу в течение десяти лет, могу отметить положительные результаты: часть дошкольников после комплексной коррекции приближаются к нормативному развитию и поступают в общеобразовательные учреждения. Это даёт детям с ОВЗ новые возможности социализации и личностного роста. Так, по итогам 2012 года с троих из десяти детей был снят диагноз «задержанное психическое развитие». Около 25% детей с речевыми нарушениями успешно обучаются в лицеях и гимназиях города.