- Мальцев Андрей Евгеньевич
Клинический психолог, ГУЗ "Тульский областной наркологический диспансер №1" Щекинский филиал , (Щекино)
Актуальность, научная и практическая значимость.
По статистическим данным Детского фонда ООН за последние годы суицидологи были вынуждены констатировать страшный показатель «помолодевшего суицидального поведения»: в 2,65 раза увеличилось число суицидальных попыток и завершенных самоубийств в возрасте 15–22 лет. Уровень самоубийств среди российских подростков в настоящее время является одним из самых высоких в мире. Самоубийство является второй по частоте причиной смерти в молодости, а если учесть самоубийства, замаскированные под другие виды насильственной смерти, то, возможно, и 1 место среди ведущих причин смертельных случаев. «Суицидальное поведение» — термин особо применим к юношескому возрасту, когда эти проявления отличаются многообразием: мысли, переживания, намерения, высказывания, угрозы, попытки, и как следствие не прослеживается какой-либо одной причины, из-за которой подросток решается на самоубийство. Предрасполагающие факторы имеют большой веер включения, так как душевная жизнь подростка чрезвычайно сложна и особое значение имеет фиксированное отношение к себе, к другим и к жизни в целом. Суицидальные реакции у подростков часто бывают импульсивными, ситуативными и не планируются заранее. Попытки суицида являются следствием непродуктивной (защитной) адаптации к жизни — фиксированное, негибкое построение подростком или семьей отношений с собой, своими близкими и внешним миром на основе действия механизма отчуждения: попыткам разрешить трудную, кризисную жизненную ситуацию непригодными, неадекватными способами. Как правело, в одиночку кризисные проблемы такого уровня решить не удается. Выход из кризиса требует микросоциальной и эмоциональной поддержки, а также коррекции заложенных суицидогенных установок, для этого необходим тренинг недостающих им навыков адаптации к сложившейся ситуации в данной социальной среде. В тренинговой группе у подростка возрастает возможность быть принятым и принимать других, он пользуется доверием группы и не боится доверять другим. Участник группы может активно экспериментировать с различными стилями общения, усваивать и отрабатывать совершенно иные, не свойственные ранее ему умения и навыки поведения и общения, ощущая при этом психологический комфорт и защищенность. И, самое главное, тренинг — это интенсивная подготовка к более активной и полноценной жизни в обществе.
Цели и задачи.
Цель программы в формировании у подростков позитивной адаптации, выработки стратегии высокоэффективного поведения к жизни, как процесса сознательного построения и достижения человеком относительно устойчивых равновесий отношений между собой, другими людьми и миром в целом. Нивелирование свойственного подросткам чувства непонимания и обиды на близких людей и переживания острого чувства одиночества.
Задачи программы.
- Организация открытого общения и восприятия информации.
- Выявление подростков, нуждающихся в незамедлительной помощи и защите, оказание экстренной психологической помощи, обеспечение безопасности подростка, снятие стрессового состояния.
- Привитие существующих в обществе социальных принципов, норм морали и права и формирование у подростков эмпатийного отношения друг к другу.
- Формирование позитивного образа Я, развитие современных навыков эффективной коммуникации и адаптивно творческих способов поведения в образовательной среде, в семье, в социуме.
- Расширение репертуара конструктивных способов совладающего поведения подростка в сложных жизненных ситуациях и привитие надёжного иммунитета против попыток суицида.
Содержание программы (её этапы).
Основной формой работы избран социально-психологический тренинг, как метод преднамеренных изменений психологических особенностей подростков. Проект направлен на 2 возрастных диапозона: подростков, юношей (13–16лет, 17–20лет) и взрослых (родителей, педагогов).
Проект подразумевает 3 этапа.
1 этап — осуществляется отбор подростков из группы риска в тренинговую группу и производится констатирующая диагностика (методы исследования: Диагностическое интервью с семейным анамнезом. Тест Личко «ПДО». Тест фрустрационной толерантности Розенцвейга. Тест Басса-Дарки).
2 этап — проведение тенинговых мероприятий для подростков и взрослых.
3 этап — итоговая диагностика и составление рекомендаций для родителей и педагогов.
Программа имеет модульную конфигурацию.
Для подростков — 22 отдельных тематических занятия, имеющих четкую структуру и способствующие купированию стрессового состояния (обиды, вины, гнева, агрессии, страха, чувства одиночества и т.д.) и поиску наиболее успешного выхода из ситуации, а также развивает и формирует представления подростка о личностной сфере и иерархии личностных смыслов, которая включает в себя Я-концепцию, построение отношений с ценными для личности объектами. В основу тренинга для подростков положена концепция, которая учитывает не только суицидогенные факторы, но и антисуицидальные: нежелание вызывать отрицательные переживания у близких, чувство долга к родителям, представление о позорности суицида, наличие нереализованных планов, боязнь физических страданий, любовь к жизни.
Для взрослых — 4 тренинга, имеющие лекционную и практическую составляющие, что подразумевает комплексный подход к оказанию профилактической и коррекционной социально-психологической помощи.
Проект был реализован на базе общеобразовательных и профессиональных учебных заведениях Щекинского р-на, срок реализации программы с октября 2011 г. по декабрь 2012 г. Всего проектом было охвачено 116 подростков и 28 родителей.
Ожидаемые результаты.
- Сформированность личность стремящеюся найти позитивный смысл в собственной жизни, обладающей потребностью в самосохранении и в самореализации.
- Снижение факторов девиантного поведения среди подростков во избежание суицидальных попыток.
- Оптимизация взаимоотношений в детско-родительской среде.
- Развитие системного подхода во взаимодействии департаментов образования и здравоохранения в рамках профилактики суицидального поведения, которая позволит осуществлять социальную и психологическую защиту подростков группы риска.
Результаты и выводы.
В результате реализации проекта достигнуто взаимодействии департаментов образования и здравоохранения в рамках профилактики суицидального поведения в образовательных учреждениях.
При сравнении 1 и 2 среза (1 и 3 этапы) наблюдаются качественные изменения в поведении подростков. Стабилизация эмоционального фона — 78,4%; снижение агрессии (вербальной, физической) — 69,2%, а также снижение остроты переживания чувства вины и одиночества.
После проведения программы не было отмечено не одного случая попытки суицида среди участников программы.