Номинация «Проект года в психологической практике»
Все проекты номинации >
Реферат проекта

«Не сгореть на работе. Как?» (программа по профилактике эмоционального выгорания педагогов ДОУ)

Автор:

Проблема.

В настоящее время мы много и часто говорим о психологическом и физическом здоровье детей, о профилактической и коррекционной работе с детьми, но мало задумываемся о том, что оно напрямую зависит от здоровья педагога, его эмоционального и физического и психологического состояния. Профессия педагога предъявляет серьезные требования к эмоциональной стороне личности — это «работа сердца и нервов», где требуется буквально ежедневное и ежечасное расходование огромных душевных сил, работа педагога отличается высокой эмоциональной нагрузкой, насыщенностью и подверженностью стрессу. Также в течение рабочего дня воспитатели в своей профессиональной деятельности сталкиваются с целым рядом напряженных ситуаций. Сюда входят ситуации связанные с взаимодействием педагога с детьми, ситуации возникающие во взаимоотношениях с коллегами и администрацией учреждения, ситуация связанные взаимодействием педагога с родителями воспитанников. Все эти напряженные ситуации, отрицательно окрашенные психологические состояния, снижают эффективность воспитания и обучения дошкольников, повышают конфликтность во взаимоотношениях с воспитанниками, родителями и коллегами, способствуют развитию синдрома эмоционального и профессионального выгорания.

В связи с этим организация работы по снижению эмоционального и профессионального выгорания является важным аспектом в укреплении психологического здоровья педагогов, так как здоровье педагога — это один из важных компонентов современного детского пространства.

Цели и задачи.

Цель проекта: создание условий для профилактики эмоционального выгорания у педагогов.

Задачи проекта:

  • улучшить психологический климат в ДОУ, создать условия для открытого, доверительного общения;
  • создать творческую атмосферу профессиональной деятельности, оказать поддержку в работе, активизировать творческое самовыражение педагогов;
  • сформировать самопринятие, позитивное отношение к себе, позитивное отношение к возможностям своего развития;
  • сформировать умения адекватно оценивать проблемные ситуации и разрешать жизненные проблемы, управлять собой и изменять себя.

Этапы реализации проекта.

Первый этап: подготовительный

Вид деятельности

Срок

Ответственный

Изучение методических материалов, литературы, подбор диагностических материалов.

Сентябрь

Педагог-психолог

Второй этап: основной (состоит из двух частей)

Диагностическая часть

Проведение диагностических мероприятий педагогов ДОУ

Сентябрь

Педагог-психолог

Коррекционно-профилактическая часть

Организация лекционно-практического занятия по теме: «Эмоциональное выгорание»

Октябрь

педагог-психолог

Организация

семинара-практикума по ознакомлению педагогов с методикой дыхательной гимнастики по Джекобсону.

Октябрь

Педагог-психолог

Организация тренинга «Овладение умениями и навыками саморегуляции» (релаксация, физические упражнения, аутотренинговые упражнения).

Октябрь

Педагог-психолог

Организация семинара-практикума «Как выйти из конфликтной ситуации»

Ноябрь

Педагог-психолог

Круглый стол «Здоровье береги!».

Ноябрь

Педагог-психолог, инструктор по ФК, медсестра

Третий этап: заключительный

Проведение диагностических мероприятий педагогов ДОУ и родителей.

Ноябрь

Педагог-психолог

Создание стендового материала, памяток по проблеме эмоционального выгорания педагогов 

Ноябрь

Педагог-психолог

Предполагаемые результаты:

  • повышения уровня эмоциональной устойчивости к стрессовым ситуациям;
  • владение навыками саморегуляции личности;
  • положительная динамика в уровне стрессоустойчивости, самооценки;
  • овладение навыками использования резервных возможностей организма в экстремальных стрессовых ситуациях.

Результаты проекта.

У педагогов, прошедших курс практических занятий наблюдаются следующие позитивные изменения:

  • снижение эмоциональной нестабильности, уровня тревожности и нервно-психического напряжения;
  • уменьшение общей неудовлетворенности;
  • педагоги видят смысл в том, что делают и ценят свою работу.

По окончании курса занятий среди педагогов проведена обратная связь.

Педагоги отметили актуальность и необходимость работы в данном направлении.

Было замечено, что в ходе занятий они:

  • познакомились с понятием «эмоциональное выгорание», его признаками, причинами возникновения, способами профилактики;
  • познакомились с навыками расслабления, снятия напряжения, которые будут применять самостоятельно;
  • научились управлять собственным эмоциональным состоянием;
  • научились технологиям конструктивного разрешения конфликтных ситуаций;
  • научились адекватно оценивать проблемные ситуации и разрешать их;
  • получили рекомендации по профилактике эмоционального выгорания.

Педагоги видят смысл в проделанной работе, в качестве предложений было высказано единодушное мнение о том, что «они хотят продолжения».

Другие проекты в этой номинации

Посмотреть все проекты в номинации «Книга года» >

Главный всероссийский профессиональный конкурс

Финалистов выбирают Экспертный Совет Национального конкурса, читатели и редколлегия «Психологической газеты».

Победителей определяет Большое Жюри — 50 наиболее авторитетных и уважаемых членов профессионального сообщества.

Все участники Национального конкурса «Золотая Психея» получают дипломы победителей, лауреатов или номинантов.

Положение о Конкурсе