«Не сгореть на работе. Как?» (программа по профилактике эмоционального выгорания педагогов ДОУ)
Проблема.
В настоящее время мы много и часто говорим о психологическом и физическом здоровье детей, о профилактической и коррекционной работе с детьми, но мало задумываемся о том, что оно напрямую зависит от здоровья педагога, его эмоционального и физического и психологического состояния. Профессия педагога предъявляет серьезные требования к эмоциональной стороне личности — это «работа сердца и нервов», где требуется буквально ежедневное и ежечасное расходование огромных душевных сил, работа педагога отличается высокой эмоциональной нагрузкой, насыщенностью и подверженностью стрессу. Также в течение рабочего дня воспитатели в своей профессиональной деятельности сталкиваются с целым рядом напряженных ситуаций. Сюда входят ситуации связанные с взаимодействием педагога с детьми, ситуации возникающие во взаимоотношениях с коллегами и администрацией учреждения, ситуация связанные взаимодействием педагога с родителями воспитанников. Все эти напряженные ситуации, отрицательно окрашенные психологические состояния, снижают эффективность воспитания и обучения дошкольников, повышают конфликтность во взаимоотношениях с воспитанниками, родителями и коллегами, способствуют развитию синдрома эмоционального и профессионального выгорания.
В связи с этим организация работы по снижению эмоционального и профессионального выгорания является важным аспектом в укреплении психологического здоровья педагогов, так как здоровье педагога — это один из важных компонентов современного детского пространства.
Цели и задачи.
Цель проекта: создание условий для профилактики эмоционального выгорания у педагогов.
Задачи проекта:
- улучшить психологический климат в ДОУ, создать условия для открытого, доверительного общения;
- создать творческую атмосферу профессиональной деятельности, оказать поддержку в работе, активизировать творческое самовыражение педагогов;
- сформировать самопринятие, позитивное отношение к себе, позитивное отношение к возможностям своего развития;
- сформировать умения адекватно оценивать проблемные ситуации и разрешать жизненные проблемы, управлять собой и изменять себя.
Этапы реализации проекта.
Первый этап: подготовительный |
|||
Вид деятельности |
Срок |
Ответственный |
|
Изучение методических материалов, литературы, подбор диагностических материалов. |
Сентябрь |
Педагог-психолог |
|
Второй этап: основной (состоит из двух частей) |
|||
Диагностическая часть |
|||
Проведение диагностических мероприятий педагогов ДОУ |
Сентябрь |
Педагог-психолог |
|
Коррекционно-профилактическая часть |
|||
Организация лекционно-практического занятия по теме: «Эмоциональное выгорание» |
Октябрь |
педагог-психолог |
|
Организация семинара-практикума по ознакомлению педагогов с методикой дыхательной гимнастики по Джекобсону. |
Октябрь |
Педагог-психолог |
|
Организация тренинга «Овладение умениями и навыками саморегуляции» (релаксация, физические упражнения, аутотренинговые упражнения). |
Октябрь |
Педагог-психолог |
|
Организация семинара-практикума «Как выйти из конфликтной ситуации» |
Ноябрь |
Педагог-психолог |
|
Круглый стол «Здоровье береги!». |
Ноябрь |
Педагог-психолог, инструктор по ФК, медсестра |
|
Третий этап: заключительный |
|||
Проведение диагностических мероприятий педагогов ДОУ и родителей. |
Ноябрь |
Педагог-психолог |
|
Создание стендового материала, памяток по проблеме эмоционального выгорания педагогов |
Ноябрь |
Педагог-психолог |
Предполагаемые результаты:
- повышения уровня эмоциональной устойчивости к стрессовым ситуациям;
- владение навыками саморегуляции личности;
- положительная динамика в уровне стрессоустойчивости, самооценки;
- овладение навыками использования резервных возможностей организма в экстремальных стрессовых ситуациях.
Результаты проекта.
У педагогов, прошедших курс практических занятий наблюдаются следующие позитивные изменения:
- снижение эмоциональной нестабильности, уровня тревожности и нервно-психического напряжения;
- уменьшение общей неудовлетворенности;
- педагоги видят смысл в том, что делают и ценят свою работу.
По окончании курса занятий среди педагогов проведена обратная связь.
Педагоги отметили актуальность и необходимость работы в данном направлении.
Было замечено, что в ходе занятий они:
- познакомились с понятием «эмоциональное выгорание», его признаками, причинами возникновения, способами профилактики;
- познакомились с навыками расслабления, снятия напряжения, которые будут применять самостоятельно;
- научились управлять собственным эмоциональным состоянием;
- научились технологиям конструктивного разрешения конфликтных ситуаций;
- научились адекватно оценивать проблемные ситуации и разрешать их;
- получили рекомендации по профилактике эмоционального выгорания.
Педагоги видят смысл в проделанной работе, в качестве предложений было высказано единодушное мнение о том, что «они хотят продолжения».