«Коррекция профессиональных деструкций социальных работников на базе Комплексного центра социального обслуживания населения» (коррекционная программа)
Актуальность, практическая значимость.
Изучение профессиональных деструкций в деятельности социального работника явление новое и малоизученное. Профессиональная деятельность социального работника относится к группе профессий с повышенной моральной ответственностью за здоровье и жизнь отдельных людей, групп населения, нуждающихся в помощи и поддержке, и общества в целом. Стрессовые ситуации, в которые попадает социальный работник в процессе сложного социального взаимодействия с клиентом, находящимся в трудной жизненной ситуации, постоянное проникновение в суть социальных проблем клиента, личная незащищенность и другие морально-психологические факторы оказывают негативное воздействие на его здоровье. Негативные психические переживания и состояния могут затрагивать разные грани трудового процесса — профессиональную деятельность, личность социального работника, профессиональное общение, в целом отрицательно сказываясь на профессиональном развитии личности, что и определяет актуальность данной проблемы.
Практическая значимость исследования заключается в разработке коррекционной программы, которая может быть полезной для коррекции профессиональных деструкций социальных работников, обеспечивающей сохранение и укрепление психического здоровья социальных работников.
На основе результатов исследования была разработана коррекционная программа.
Цель коррекционной программы — коррекция профессиональных деструкций у социальных работников.
Основное содержание работы и ее этапы
Анализ теоретического исследования показал, что любая профессиональная деятельность уже на стадии освоения, а в дальнейшем и при ее выполнении, оказывает деформирующее влияние на человека. Развитие профессиональных деструкций не ограничивается профессиональной сферой, и его последствия начинают ощутимо проявляться в личной жизни человека, его взаимодействии с другими людьми, в разных ситуациях его бытия. На основе теоретического исследования были подобраны диагностические методики и проведен констатирующий эксперимент. В исследовании принимали участие 30 социальных работников. Анализ полученных данных позволил не только прогнозировать формирование «профессиональных деструкций», но и определить наиболее эффективное направление коррекционной работы.
Диагностика осуществлялась в два этапа: первый — до проведения тренинговой программы, направленной на выявление наличия «профессиональных деструкций», второй — после проведения тренинга.
Нами был разработан и проведен тренинг, целью которого была коррекция «профессиональных деструкций» социальных работников.
Программа тренинга рассчитана на три занятия, каждое из которых имеет свое назначение. В основе программы лежит принцип поэтапности развития группы, а также принцип постепенности, позволяющий более глубоко понять каждым участником самого себя. Новая встреча логически вытекает из предыдущей и служит в содержательном плане основой для следующей. Занятия тренинга рассчитаны на 3 дня продолжительностью 5 часов. Первый день тренинга — регуляция эмоционального состояния, второй день — развитие коммуникативных навыков, третий день — развитие личностного и профессионального роста.
Все упражнения тренинга подобраны нами в соответствии с целью данного этапа занятия. Некоторые из них модифицированы с учетом специфики работы данного учреждения. В конце каждого дня задавалось домашнее задание для наиболее глубокого самопонимания. Следующий день начинался с обсуждения домашнего задания.
В тренинге сочетаются различные формы обучения — ролевая игра, работа в парах, работа в командах, дискуссии, мозговой штурм, разбор ситуаций, упражнения на отработку необходимых навыков, мини-лекции с видеопрезентациями с целью получения более глубокого понимания проблемы участниками тренинга. Все эти упражнения позволяют проанализировать реальные результаты, помогают участникам увидеть себя со стороны, откорректировать свои ошибки, закрепить положительные достижения.
Результаты, выводы.
Для проверки эффективности программы тренинга, коррекции профессиональных деструкций нами была проведена контрольная диагностика исследуемых показателей теми же диагностическими методиками, как и на констатирующем этапе.
Анализ проведенной работы подтвердил, что тренинг, разработанный нами, является эффективным средством коррекции профессиональных деструкций социальных работников.