Номинация «Проект года в психологической практике»
Все проекты номинации >
Реферат проекта

«Эффективное общение» (программа тренинговой работы с подростками)

Автор:

  • Гнитецкая Олеся Владимировна

    педагог-психолог, бюджетное учреждение Омской области "Комплексный центр социального обслуживания населения Омского района (с. Лузино Омской области)

Как показывает опыт, дети из неблагополучных семей не умеют общаться со сверстниками, регулировать свое эмоциональное состояние, не обладают навыками совместной работы в коллективе и испытывают иные трудности в социальной адаптации. Их необходимо специально обучать коммуникативным навыкам, способствующим реализации потребности в дружбе, справедливости, равенстве; нахождению способов познания себя, понимания других людей. Детям необходимо формировать умения адекватного и равноправного взаимодействия, способность к предотвращению и разрешению межличностных конфликтов, эмоциональной устойчивости, саморегуляции. Эти проблемы обостряются в подростковом возрасте.

Результаты диагностики, проведенной специалистами отделения психолого-педагогической помощи (с. Лузино) бюджетного учреждения Омской области «Комплексный центр социального обслуживания населения Омского района» (далее — отделение), показали, что подростки, проживающие в селе Лузино, имеют низкий коммуникативный уровень (63%). Необходимость новых контактов надолго выводит их из равновесия, — они имеют слабое представление о том, как вступать первыми в контакт с незнакомым человеком. Большинство подростков имеют низкий уровень коммуникативного самоконтроля (46%), не умеют решать конфликтные ситуации (37%), не обладают навыками совместной работы в группе (43%) и не умеют контролировать свое эмоциональное состояние (12%).

Для решения этой проблемы в отделении организован клуб эффективного общения «Теплый круг», на базе которого с января по ноябрь 2012 года была реализована программа тренинговой работы с подростками «Эффективное общение». Программа имеет положительную рецензию Омского педагогического колледжа №1.

Программа основана на методах социально-психологического обучения. Она дает возможность эффективно решать задачи, связанные с развитием личности и навыков общения подростков. Программа ориентирована на создание условий для становления нового уровня самосознания у подростков (удовлетворения потребности подростка в самосознании и самоутверждении, адекватные стремлениям и жизненной ситуации способы поведения, организация процесса саморазвития, коррекция или предупреждение эмоциональных нарушений на основе внутренних и поведенческих изменений). Личностный аспект — овладение знаниями и навыками в области психологической культуры, развитие личности, воли, умения ставить цели и их достигать (характер, сильные и слабые стороны, привязанности и антипатии).

Цели и задачи.

Цель программы эффективного общения — способствование развитию чувства собственного достоинства подростка, успешной и полной реализации себя в поведении и деятельности, утверждение своих прав и собственной ценности, при этом, не только не ущемляя прав и ценности других людей, но и способствуя их повышению.

Этой цели отвечают и задачи программы, среди которых развитие у подростков коммуникативной компетентности, эмоциональной саморегуляции, основ эмпатического взаимодействия у подростков в условиях межличностного взаимодействия, навыков работы в коллективе, овладение способами и тактикой общения, обеспечивающими установление личностно — ориентированного взаимодействия и т.д.

Этапы реализации проекта.

Программа включает три этапа:

1 этап — организационный. Цель этапа — эмоциональное объединение группы. Основное содержание образуют психотехнические упражнения, направленные на снятие напряжения и сплочение группы, а также на самоопределение и самосознание.

II этап — развивающий. Цель — активизация процесса самопознания. Повышение собственной значимости, ценности. Формирование мотивации самовоспитания и саморазвития.

III этап — закрепляющий. Цель — повышение самопонимания в целях укрепления самооценки и актуализации личностных ресурсов. Упражнения закрепляющего характера.

Группа набиралась из числа знакомых между собой юношей и девушек в возрасте 14–16 лет, находящихся в трудной жизненной ситуации. Количественный состав группы составил 14 человек.

Программа состоит 35 занятий. Каждое занятие проводилось в тренинговой форме. Это наиболее эффективная форма работы, направленная на развитие знаний, умений, навыков и социальных установок.

Тренинг строился по четкой структуре:

  1. Ритуал приветствия.
  2. Разминка.
  3. Введение в тему занятия.
  4. Упражнения и процедуры, позволяющие освоить основное содержание занятия.
  5. Рефлексия прошедшего занятия.
  6. Ритуал прощания.

Ритуалы приветствия-прощания — это психологическая «рамка» занятия, граница, отделяющая его от предыдущего и последующего «кусочков» жизни ребенка. Ритуалы использовались для создания и поддержания общности участников, их «МЫ чувства».

Разминка являлась средством воздействия на эмоциональное состояние детей, уровень их активности, выполняла важную функцию настройки на продуктивную групповую деятельность.

Введение в тему занятия самостоятельный и очень важный этап. Весьма эффективно применение проблемного метода: перед участниками программы ставился открытый вопрос, связанный с темой, и в процессе обсуждения устанавливалось, какая информация для ответа на него у группы уже есть, а какую требуется получить на этом занятии. Использовалась возможность заинтересовать участников каким-нибудь потрясающе ярким фактом и работать дальше на энергии непроизвольного интереса и т.д.

Упражнения и процедуры, направленные на освоение основного содержания — в ходе программы применялись ролевые игры, психотехнические упражнения, дискуссии, которые позволили сделать обучение мотивированным, восприятие нового — более ориентированным.

Важный этап — рефлексия. Каждый участник выражал свои чувства о прошедшем занятии, а также высказывал свои пожелания для проведения следующего занятия.

Таким образом, на тренингах участники имели возможность одновременно с получением информации обсуждать проблемные моменты, задавать вопросы и отрабатывать полученные знания, формировать навыки поведения. Работа в группе позволила участникам программы эмоционально раскрепоститься, научиться осознавать собственные чувства и переживания в условиях межличностного взаимодействия.

Эффективную реализацию программы «Эффективное общение» обеспечило использование современных психотехнологий, таких как сказкотерапия, психогимнастика и психодрама, телесно-ориентированная терапия, гештальт-терапия. Программа «Эффективное общение» учит подростков принимать себя таким, какой ты есть, понимать себя и других, устанавливать контакт в различных ситуациях общения.

Результаты.

Результаты реализации программы показали, что участники программы узнали о способах развития сильных сторон личности, большинство из них научились конструктивно разрешать конфликтные ситуации, преодолевать те психологические барьеры, которые мешали им в общении, приобрели навыки работы в коллективе. Высокий уровень общительности и мотивации к общению отмечен у большинства участников программы — 13 подростков (93%). Эти умения и навыки помогут ребятам в самоутверждении и саморазвитии.

Процесс формирования эффективного общения подростков является многогранным и довольно сложным, поэтому подобная работа будет проводиться и в дальнейшем.

Другие проекты в этой номинации

Посмотреть все проекты в номинации «Проект года в психологической практике» >

Главный всероссийский профессиональный конкурс

Финалистов выбирают Экспертный Совет Национального конкурса, читатели и редколлегия «Психологической газеты».

Победителей определяет Большое Жюри — 50 наиболее авторитетных и уважаемых членов профессионального сообщества.

Все участники Национального конкурса «Золотая Психея» получают дипломы победителей, лауреатов или номинантов.

Положение о Конкурсе