- Симонова Ольга Владимировна
педагог-психолог, МБОУ СОШ № 3, (Куйбышев Новосибирской области)
- Бибикова Наталья Геннадьевна
педагог-психолог, МБОУ СОШ № 3, (Куйбышев Новосибирской области)
Актуальность.
В настоящее время увеличивается доля детей, у которых слабо сформированы навыки конструктивного взаимодействия, ролевого поведения, умения слышать и слушать другого, работать совместно, сотрудничать, существует актуальный запрос педагогов, классных руководителей по поводу проявления агрессивно-конкурирующего поведения, слабой саморегуляции поведения у учащихся начальной школы.
Данная программа является программой дополнительного образования по типу психологической (развивающая). Программа разработана для решения востребованной в ОУ проблемы обеспечения психологического комфорта в классах, минимизации риска школьной дезадаптации. Отдельные элементы программы отрабатывались начиная с 2010 года, в 2012 году был реализован представленный проект.
Программа нацелена на работу с младшими школьниками с несформированным регуляторным компонентом поведения.
Противопоказанием к использованию данной программы является наличие у учащегося нарушений опорно-двигательного аппарата, так как используются активные игры, упражнения, а также наличие высокого уровня конфликтности, доминирования агрессивных форм поведения у личности, в этом случае требуется предварительная индивидуальная работа с учащимся.
При составлении авторской программы «Волшебная страна» использовались отдельные метафорические сказки, упражнения, предложенные Н. Соловьёвой и О. Силиной.
Время реализации программы: в течение второй-третьей учебной четверти с учащимися 2-3 класса.
Форма реализации программы: групповая.
Количество занятий — 22. Занятия проводятся еженедельно (два раза в неделю), продолжительность занятий 45 минут.
Место данной программы в воспитательно-образовательном процессе закреплено учебным планом ОУ на текущий учебный год. В поддержку эффективной реализации программы проводились родительские собрания, классные часы, отвечающие по тематике целевой направленности программы (родительский лекторий «В фокусе внимания: второклассник», родительское собрание «Агрессивное поведение: причины возникновения и способы коррекции», родительское собрание «Развитие навыков саморегуляции и планирования у младшего школьника», классный час «Как Кис и Тяф стали друзьями»).
При отборе содержания и его организации мы опирались на следующие принципы:
- принцип системности;
- принцип научности;
- принцип учёта возрастно-психологических и индивидуальных особенностей детей;
- комплексности методов психологического воздействия;
- учёта объема и степени разнообразия материала;
- учёта эмоциональной сложности материала.
Цели и задачи.
Цель данной программы — развитие навыков конструктивного общения, отработка эффективной коммуникационной модели поведения.
Задачи:
- предоставление возможности самораскрытия, презентирования себя участниками группы в психологически безопасных условиях;
- отработка навыков конструктивного взаимодействия;
- формирование ресурсов к поддержанию положительного микроклимата в классе;
- оптимизация внутригрупповых взаимоотношений, развитие чувства принадлежности к группе;
- развитие рефлексии участников.
Ожидаемые результаты: при условии успешной реализации данной программы будет наблюдаться стабильно благоприятный микроклимат в классном коллективе, минимизация риска возникновения конфликтных ситуаций, а также демонстрация участниками группы конструктивной модели поведения.
Оценка результативности программы: динамическое наблюдение, лист наблюдений на начало и конец занятий, диагностическая составляющая ряда заданий основной части занятий программы.
Критериями эффективности служат общие характеристики взаимодействия ребёнка со сверстниками и взрослыми:
- коммуникативная активность (количественная сторона коммуникации);
- коммуникативная адекватность (качественная сторона коммуникации);
- сформированность коммуникативных навыков (широта репертуара способов взаимодействия/стереотипность, малая модулированность коммуникативных ответов, поведения)
- конфликтность (аффективный статус взаимодействия).
Содержание программы.
Программа состоит из четырёх содержательных этапов:
Этап первый «Жители Волшебной страны» — через ситуацию создания макета «Волшебной страны» настроить участников на совместную деятельность, а также реализация возможности личности в психологически безопасном пространстве представить группе информацию о себе.
Этап второй «Мы — разные» — этап является переходным, на этом этапе даётся возможность осознать факт взаимодействия с другими людьми, также имеющими свои границы, мнение, привычки, вкусы.
Этап третий «Каждому своё» — здесь продолжает реализовываться включение личности в группу в контексте определения психологической ниши ученика, осуществляется работа над моделью внутригруппового взаимодействия, основанная на индивидуальных характеристиках детей.
Этап четвёртый «Давай дружить со всеми» — завершающий этап; закрепляется мотивация на совместную конструктивную деятельность, поддерживается осознание необходимости конструктивного общения, осуществляется интеграция полученных знаний и навыков.
Тематический план:
Название этапа |
Количество часов |
Форма |
Методы, средства |
«Жители Волшебной страны» |
10 |
Групповая |
упражнения, игры, метафорическая сказка, творческие задания |
«Мы — разные» |
4 |
Групповая |
упражнения, игры, метафорическая сказка, групповая дискуссия, методы символического самовыражения |
«Каждому своё» |
4 |
Групповая |
упражнения, игры, метафорическая сказка, групповая дискуссия, методы символического самовыражения |
«Давай дружить со всеми» |
4 |
Групповая |
упражнения, игры, метафорическая сказка, групповая дискуссия, методы символического самовыражения |
Организационно-методические условия:
Все занятия имеют чёткую структурную схему:
- Разминка
- Основная часть (работа со сказкой)
- Рефлексия по занятию/обсуждение
- Ритуал прощания
Место проведения занятий: отдельное помещение, комната должна быть достаточно просторной, чтобы могли свободно поместиться все участники, кроме круга из стульев, было ещё свободное место для подвижных игр и упражнений, наличие 2 столов, макета «Волшебной страны» для выполнения практических заданий.
Основная концептуальная идея программы — самопознание, личностное развитие, новые формы взаимодействия с другими через использование проектной технологии — СО-ЗДАНИЕ участниками группы макета Волшебной страны со своими жителями, возможностью ходить в гости, преодолевать препятствия, мечтать, познавать и т.д.. Уже первое занятие настраивает на «волшебство общения» — попасть в Волшебную страну можно только при определённом условии — убедительно назвать причину, по которой хочется стать «жителем» этой станы и тогда…
У нас — Волшебная страна!
Мы принимаем Вас, друзья!
Использование проектной технологии на протяжении всей программы позволяет решить ряд важных задач: 1) вовлечь ребят в процесс создания, сотворчества, соавторства; 2) повысить эффективность программы (учитывая её небольшой срок реализации), создавая дополнительные ситуации для различного рода взаимодействия и опыта их разрешения, причём проблемные ситуации намеренно инициируются педагогом-психологом.
Требования к исполнителю программы (исполнителем является педагог-психолог):
- опыт работы в тренинговой группе с учащимися младшего школьного возраста;
- мобильность, гибкость, развитые коммуникативные способности, эмпатийность ведущего;
- наличие хорошего контакта, позиции сотрудничества педагога-психолога с классным руководителем.