- Павликова Ольга Владимировна
педагог - психолог, муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Сибирячок», (Кодинск)
- Киселева Татьяна Юрьевна
Зам.заведующего по воспитательно-образовательной работе, МКДОУ "Сибирячок" город Кодинск, (Кодинск)
- Ткаченко Елена Сергеевна
старший воспитатель, МКДОУ "Сибирячок", (Кодинск)
«Забота о здоровье невозможна без постоянной связи с семьей».
В.А. Сухомлинский
Актуальность.
Мы живём в климатическом поясе, приравненном к крайнему северу. Актированные дни при низкой минусовой температуре в нашем районе в зимний период не редкость (до -45°) и порой длятся они от одного до двух месяцев, а зима в нашем районе почти полгода. В зимний период многие люди пребывают в унылом настроении от нехватки тепла и солнечного света, что впоследствии может привести к депрессии, и дети не исключение. В этот период дошкольники не ходят на прогулки и находятся дома, тем самым лишены общения со сверстниками. А как хочется побегать, поиграть в снежки, покататься с горы на санках. Так чем же компенсировать отсутствие прогулки в зимний период и повысить эмоциональный фон ребёнку? Мы все с детства помним такую поговорку: «В здоровом теле здоровый дух!», поэтому для развития дошкольника важно быть не только физически развитым, но и сохранить психическое и социальное здоровье детей. «Я не боюсь еще и еще повторить: забота о здоровье — это важнейший труд воспитателей. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы», — писал В.А.Сухомлинский.
Следовательно, возникает необходимость создания такой системы работы, при которой происходит интеграция оздоровительной деятельности в образовательную. Что в конечном итоге способствует сохранению и укреплению не только физического, но и психического здоровья ребенка.
«Здоровье — это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов», — записано в уставе Всемирной организации здравоохранения.
Психическое здоровье — согласно определению Всемирной организации здравоохранения, это состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества.
«Будьте здоровы!» — как часто мы произносим эти слова, желая, в первую очередь, здоровья физического или просто ради проформы. Но сегодня ясно, что для жизни в современном обществе, одного физического здоровья недостаточно. Нужно как минимум два–три, а лучше — пяток! Современный человек должен быть социально здоров.
Социальное здоровье личности, под которым понимается социальная активность, поведение в обществе, личное отношение к миру, обеспечивающее гармонию между потребностями человека и общества в целом, сегодня провозглашено национальной идеей России.
Цели и задачи.
Цель проекта: разработка системы по сохранению и укреплению психического здоровья осуществление ее в условиях ДОУ, приобщение участников педагогического процесса к здоровому образу жизни, вовлеченность родителей в педагогический процесс.
Задачи:
- гармонизировать психоэмоциональное состояние детей дошкольного возраста;
- стимулировать сенсорные процессы;
- развивать общую и мелкую моторику, скорректировать двигательные нарушения;
- помощь в стрессовой ситуации;
- обучать приёмам саморасслабления, снятие психомышечного напряжения, достижение состояния релаксации и душевного равновесия;
- формировать коммуникативные навыки;
- повышать компетентность родителей и сотрудников по вопросу сохранения и укрепления здоровья детей.
Условия реализации проекта.
- Наличие теоретических и практических знаний у педагогов.
- Активное сотрудничество с семьей и социумом.
- Накопление, систематизация материалов по здоровьесбережению и создание здоровьесберегающей среды в условиях ДОУ.
Описание проекта.
Этапы проекта.
- Подготовительный — изучить потребности родителей и возможные ресурсы детского сада в оздоровлении детей.
- Прогностический — подобрать профилактические и оздоровительные мероприятия для работы с детьми, разработать систему работы в данном направлении.
- Практический — создать условия для психологического комфорта и сохранения здоровья детей.
С целью активизации сотрудничества ДОУ и семьи, как партнеров по воспитанию детей, взаимодействие осуществляется через разнообразные виды деятельности:
- анкетирование родителей и сотрудников;
- экспресс-выступления на родительских собраниях, семинарах, клубах, советах педагогов;
- индивидуальное консультирование родителей и сотрудников;
- родительский клуб;
- тематические встречи с родителями;
- оформление информационных стендов в группах ДОУ, распространение буклетов, оформление видеогазет;
- мастер- классы для родителей и сотрудников;
- акции альтернатив.
В 2010 году в ДОУ была оборудована тёмная сенсорная комната (Приложение 1) которая позволяет использовать в работе с детьми такие современные технологии сохранения и стимулирования здоровья:
- пальчиковая гимнастика;
- гимнастика для глаз;
- дыхательные упражнения
- дозированное босохождение по сенсорной дорожке;
- игры в сухом бассейне;
- элементы песочной терапии;
- упражнений на релаксацию и растяжки;
- арт-терапевтические технологии;
- психогимнастика;
- психологические этюды.
Ожидаемый результат.
- вовлеченность родителей в педагогический процесс;
- заинтересованность всех участников педагогического процесса в сохранении и укреплении психического здоровья детей дошкольного возраста;
- пропаганда здорового образа жизни;
- позитивные и теплые взаимоотношения всех участников педагогического процесса.