«Психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста в условиях Центра игровой поддержки ребенка» (долгосрочный проект)
Актуальность, практическая значимость.
Перед молодыми семьями, проживающими в закрытом военном гарнизоне, на первое место выходит проблема нехватки мест в детских садах. А учитывая удаленность от крупного населенного пункта, ограниченность круга общения самих родителей, отсутствие рядом близких родственников, готовых оказать помощь и поддержку, возможности развития ребенка раннего возраста оказываются резко ограниченными, а адаптация детей, поступающих в дошкольное учреждение, протекает болезненно.
В связи с этим возникла необходимость изменения системы взаимодействия с семьями, где воспитываются дети раннего возраста, в том числе, с ОВЗ. Это стало возможным, благодаря открытию на базе детского сада Центра игровой поддержки ребенка. Внедрение подобной вариативной модели в образовательный процесс ДОУ помогает скоординировать действия всех сотрудников учреждения и обеспечить преемственность в работе с целью безболезненного вхождения ребенка в новые социальные условия.
Основные этапы работы над проектом.
Данный проект реализовывался с 2009 г. в двух образовательных учреждениях города — МБДОУ №1 и МБДОУ №6. В период 2009–2012 гг. опыт по работе над данным проектом публиковался в различных изданиях. Но лишь сейчас можно систематизировать и обобщить его полностью.
1 этап. Участие в создании образовательной программы «Карапузики» (рецензирована в МОИПКРОиК доцентом кафедры дошкольного образования Е.Ю. Шеметой 04.05.2010) и образовательной программы «Аистенок» (рецензирована в МОИПКРОиК заведующей кафедрой дошкольного и начального образования, к.п.н., доцентом О.В. Малаховой): 2009–2010 гг.
2 этап. Разработка дополнений в части, касающейся диагностической и коррекционно-развивающей работы педагога-психолога: 2010–2011 гг.
3 этап. Реализация программ, анализ результативности: 2010–2012 гг.
Цели и задачи.
Цель проекта — обеспечение психолого-педагогического сопровождения ребенка и родителей во время посещения ЦИПР.
Задачи:
- Помощь в адаптации к условиям ДОУ детям раннего возраста.
- Установление контактов с родителями, педагогическое просвещение.
- Формирование у детей умения общения со сверстниками.
- Развитие различных видов детской деятельности.
Изучение родительских запросов выявило необходимость организации работы в двух направлениях:
- Обучение и консультирование родителей (беседы, консультации, анкетирование, тренинговые занятия).
- Обучение детей (игры, игровые упражнения, игровые сеансы, праздники и развлечения, организация различных видов детской деятельности)
В каждом из этих направлений задача педагога-психолога — обеспечить психолого-педагогическое сопровождение своевременной диагностической и коррекционно-развивающей работой.
Диагностическая работа включает в себя: анкетирование родителей в начале и конце учебного года, наблюдение и анализ процесса адаптации малышей, диагностика их уровня развития, составление прогноза дальнейшей адаптации к ДОУ.
Профилактическая, консультативная и тренинговая работа с родителями строится в соответствии с их запросами. Кроме этого организуются совместные мероприятия: праздники, недели семейного творчества, празднование дня рождения каждого ребенка.
Коррекционно-развивающая работа с детьми строится, исходя из результатов диагностики, и включает в себя индивидуальную работу и подгрупповые игровые сеансы, которые проводятся 1 раз в неделю с октября по май, в дополнение к работе воспитателя ЦИПР (комплекс состоит из 34 игровых сеансов). Структура традиционная: приветствие, разминка, игры в кругу, совместная деятельность, прощание. Но при этом игровые сеансы имеют отличительные особенности: присутствует знакомый детям герой, а обязательным результатом каждого сеанса является совместно созданная родителем и ребенком работа. Данный вид деятельности укрепляет связь родитель-ребенок, развивает все психические процессы малыша, а так же оказывает помощь в дальнейшей его подготовке детскому саду.
В конце учебного года проходят выпускные утренники для малышей по мотивам известных сказок, с использованием драматизации, сюрпризных моментов. Каждому ребенку мы вручаем выпускные альбомы с личными детскими работами и фотографиями, памятными подарками.
Результаты, выводы.
В результате специально организованной психолого-педагогической поддержки детей раннего возраста в условиях ЦИПР повышается родительская компетентность в вопросах развития и воспитания малыша, формируется умение уважать его желания и возможности; наблюдается положительная динамика в развитии детей, происходит безболезненная адаптация к условиям детского сада.
Благодаря преемственности в работе (дети, посещающие ЦИПР в нашем учреждении, попадают в группы нашего ДОУ) практически все дети, посещающие ЦИПР в течение 1-2 лет быстрее адаптируются к условиям ДОУ, что проявляется в хорошем эмоциональном настрое и высокой познавательной активности. Воспитатели групп раннего возраста отмечают у детей умение слушать взрослого и выполнять предлагаемые игровые задания, большой пассивный словарь и достаточно высокую речевую активность; самостоятельность, проявление активного участия в совместных играх со взрослым и детьми.
ЦИПР — это возможность эффективной стимуляции речевого и умственного развития малыша, активного исследования окружающего мира, и формирования к нему чувства безопасности и доверия, это — безболезненная адаптация к детскому саду. Для родителей — это уникальная возможность стать частью системы дошкольного воспитания, принять активное участие в жизни детского сада. Для педагогов ДОУ — это возможность повысить престиж учреждения в глазах родителей, построить с ними доверительные отношения.
В декабре 2012 года опыт работы был представлен для участия в областном конкурсе «Детский сад года Мурманской области-2012» и наш детский сад стал победителем в номинации «Лучший опыт по внедрению вариативных форм дошкольного образования».
Дальнейшее развитие проекта: обеспечение психолого-педагогического сопровождения на этапе перехода от ЦИПР к группам кратковременного пребывания и в дальнейшем — к ДОУ, а так же — сопровождение будущих мам.