Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 

Регистрация

Ваш e-mail *
Придумайте пароль *
Повторите пароль *
Фамилия *
Имя *
Отчество *
Город *
Получать новости


Номинация «Проект года в психологической практике»
Реферат проекта

«Лидер» (образовательная программа развития лидерских качеств учащихся путем формирования коммуникативно-организационных качеств)


Автор:

Актуальность проекта.

Сегодня, в условиях бешенного жизненного ритма, в условиях жесткой конкуренции, подростку необходимы знания и умения, с помощью которых он сможет не только заявлять жизненную позицию, но и активно реализовывать и отстаивать её.

Наличие лидерских качеств у подростка позволяет ему уверенно себя чувствовать, гармонично расти и развиваться, смело ставить перед собой цели и задачи, а также положительно влияет на сплоченность коллективов, характер взаимодействия и эмоциональную окраску взаимоотношений между подростками, степень согласованности формальных и неформальных структур в группе, создает возможности разрешения и предупреждения конфликтов в коллективе.

Комплексное развитие лидерских качеств у подростков должно быть направлено на формирование их психологической готовности к лидерству, которая, по мнению М.И Рожкова и А.Н. Лутошкина структурно включает в себя мотивационный, когнитивный и деятельностные компоненты.

Лидерские способности могут развиваться и совершенствоваться при помощи различных учебных программ. Каковы компоненты такой программы? Во-первых, рекомендуется проведение тематических занятий, знакомящих с жизнью выдающихся лидеров. Преподаватель должен поощрять анализировать личные качества каждого лидера, его мотивацию, а также общественный вклад и стиль лидера. Должен быть сделан акцент на все, что оказало влияние на формирование личности каждого лидера. Кроме того, на занятии должны быть смоделированы ситуации, развивающие организаторские и дипломатические способности, общительность, умение решать проблемы и разрешать конфликты неординарно мыслить и управлять, способность ставить цели.

Огромное значение имеет общение склонных к лидерству учащихся с действующими лидерами. Наставнические взаимоотношения с ними способствуют формированию лидерских качеств. Внеучебная деятельность также дает плодородную почву для воспитания будущих лидеров. Групповое участие в делах и мероприятиях предоставляет учащимся возможность ощутить себя частью группы, поддержать товарищей и, кроме того, освоить разнообразные стили руководства. Эффективно сотрудничая с разными людьми, работая вместе, они стремятся к достижению общей цели.

По мнению К.К. Платонова, любые качества развиваются только в той деятельности для которой они нужны. Поэтому наиболее эффективно статус лидера приобретается в процессе практической деятельности, а преподаватели и родители, заинтересованные в развитии лидерских способностей, могут помочь им осознать и развить свой лидерский потенциал.

Обобщая вышесказанное, а также основываясь на теоретические и практические работы М.Р. Битяновой, И.В. Дубровиной, Н.В. Клюевой, О.В. Евтихова, А.С. Прутченкова и других авторов, была составлена данная программа. В предложенной программе также учтен экспериментальный опыт пилотажных исследований по проблеме развития и формирования лидерских качеств учащихся, проведенных в школе за два предыдущих года.

Цели и задачи проекта.

Цель: выявление, развитие и формирование лидерских качеств подростков путем повышения коммуникационно-организационных компетенций.

Задачи:

Обучающие:

  • формирование основных представлений о лидерстве и психологии лидера;
  • изучение основных правил из области психологии общения.
  • освоение основных законов конфликтологии.

Развивающие:

  • развитие навыков эффективного общения;
  • развитие индивидуальных лидерских качеств;
  • развитие навыков конструктивного поведения в конфликтных ситуациях;
  • развитие творческих способностей.

Воспитательные:

  • повышение уровня жизненной активности и социальной направленности;
  • создание условий для воспитания самостоятельной и независимой точки зрения;
  • создание мотивации для дальнейшего саморазвития.

 

Основная идея программы заключается в том, чтобы создать благоприятные условия для выявления и реализации лидерского потенциала учащихся, склонных к лидерству.

Данная программа предполагает работу с небольшими инициативными группами учащихся, которые в последующем, в качестве экспертов, будут участвовать в организации и работе школьного самоуправления, в том числе в организации и работе данной программы с последующими группами учащихся. У каждого ученика может быть своя узкая сфера практической деятельности. Работа в малых группах обусловлена необходимостью индивидуальной работы с каждым учеником, психологическом сопровождении и наставничестве каждого ученика в общественных мероприятиях, внеучебной деятельности, практической деятельности и частых тренинговых занятиях.

Программа рассчитана на работу с учащимися подросткового возраста (12-16 лет), который является чрезвычайно важным в становлении личности. В этот период происходит расширение жизненного пространства, социального окружения, и проявляется в стремлении выйти за рамки школы и приобщиться к жизни взрослых. Но самая существенная трансформация жизненного пространства происходит во временном измерении: возникает осознанная связь настоящего и будущего, подросток перестает смотреть на будущее с позиции настоящего, начиная рассматривать настоящее из будущего. Для внутренней позиции подростка становится очень значимой новая потребность — найти и занять удовлетворяющее его положение в группе сверстников, завоевать авторитет, уважение, симпатию и внимание товарищей. Неумение, невозможность добиться приемлемого статуса в коллективе сверстников чаще всего является причиной трудностей в поведении и приводит к тяжелым переживаниям. Ведущей деятельностью данного возрастного периода является общение со сверстниками, именно по этой причине, данная программа предполагает делать акцент на развитие коммуникационно-организационных компетенций подростка.

Ход реализации проекта.

Сроки реализации программы. Образовательная программа рассчитана на 1 год. Программа составлена таким образом, чтобы подростки не только смогли уяснить и прослушать материал, но и на практике его отработать и закрепить. Оптимальная численность в группе: 8-12 человек, что обеспечивает успешное освоение материала и приобретение необходимых навыков.

Возраст детей: 12–16 лет.

Принципы реализации программы:

  • целостность эмоциональной, поведенческой и познавательной сфер личности;
  • гибкость (коррекция процесса обучения с учетом индивидуальных потребностей участников);
  • активная включенность подростков;
  • практическая направленность программы развития лидерских качеств.

Формы реализации программы:

  • тренинговые упражнения, в том числе моделирующие проблемные ситуации;
  • ролевые игры;
  • групповые дискуссии;
  • творческие задания;
  • практические задания по достижению личных целей и реализации командного проекта;
  • практические задание на развитие личностных качеств, формирование уверенности и осознание своей значимости.

Результаты.

Формы подведения итогов реализации программы. Проведение ребятами семинаров, мероприятий, тренинговых занятий для сверстников по определенным темам.

В результате программы подросток:

  • станет увереннее в себе;
  • научится договариваться с другими, отстаивать свою точку зрения и уступать;
  • научится принимать и оказывать помощь и поддержку;
  • сможет подготовить и провести презентацию себя;
  • сможет реализовать творческий проект, работая в команде;
  • проведет свой мастер-класс.

 


Содержательные материалы
Заинтересовал проект? Расскажите о нём:

 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург,
набережная реки Смоленки, д. 14, литер А, оф. 229, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su