«Лидер» (образовательная программа развития лидерских качеств учащихся путем формирования коммуникативно-организационных качеств)
Актуальность проекта.
Сегодня, в условиях бешенного жизненного ритма, в условиях жесткой конкуренции, подростку необходимы знания и умения, с помощью которых он сможет не только заявлять жизненную позицию, но и активно реализовывать и отстаивать её.
Наличие лидерских качеств у подростка позволяет ему уверенно себя чувствовать, гармонично расти и развиваться, смело ставить перед собой цели и задачи, а также положительно влияет на сплоченность коллективов, характер взаимодействия и эмоциональную окраску взаимоотношений между подростками, степень согласованности формальных и неформальных структур в группе, создает возможности разрешения и предупреждения конфликтов в коллективе.
Комплексное развитие лидерских качеств у подростков должно быть направлено на формирование их психологической готовности к лидерству, которая, по мнению М.И Рожкова и А.Н. Лутошкина структурно включает в себя мотивационный, когнитивный и деятельностные компоненты.
Лидерские способности могут развиваться и совершенствоваться при помощи различных учебных программ. Каковы компоненты такой программы? Во-первых, рекомендуется проведение тематических занятий, знакомящих с жизнью выдающихся лидеров. Преподаватель должен поощрять анализировать личные качества каждого лидера, его мотивацию, а также общественный вклад и стиль лидера. Должен быть сделан акцент на все, что оказало влияние на формирование личности каждого лидера. Кроме того, на занятии должны быть смоделированы ситуации, развивающие организаторские и дипломатические способности, общительность, умение решать проблемы и разрешать конфликты неординарно мыслить и управлять, способность ставить цели.
Огромное значение имеет общение склонных к лидерству учащихся с действующими лидерами. Наставнические взаимоотношения с ними способствуют формированию лидерских качеств. Внеучебная деятельность также дает плодородную почву для воспитания будущих лидеров. Групповое участие в делах и мероприятиях предоставляет учащимся возможность ощутить себя частью группы, поддержать товарищей и, кроме того, освоить разнообразные стили руководства. Эффективно сотрудничая с разными людьми, работая вместе, они стремятся к достижению общей цели.
По мнению К.К. Платонова, любые качества развиваются только в той деятельности для которой они нужны. Поэтому наиболее эффективно статус лидера приобретается в процессе практической деятельности, а преподаватели и родители, заинтересованные в развитии лидерских способностей, могут помочь им осознать и развить свой лидерский потенциал.
Обобщая вышесказанное, а также основываясь на теоретические и практические работы М.Р. Битяновой, И.В. Дубровиной, Н.В. Клюевой, О.В. Евтихова, А.С. Прутченкова и других авторов, была составлена данная программа. В предложенной программе также учтен экспериментальный опыт пилотажных исследований по проблеме развития и формирования лидерских качеств учащихся, проведенных в школе за два предыдущих года.
Цели и задачи проекта.
Цель: выявление, развитие и формирование лидерских качеств подростков путем повышения коммуникационно-организационных компетенций.
Задачи:
Обучающие:
- формирование основных представлений о лидерстве и психологии лидера;
- изучение основных правил из области психологии общения.
- освоение основных законов конфликтологии.
Развивающие:
- развитие навыков эффективного общения;
- развитие индивидуальных лидерских качеств;
- развитие навыков конструктивного поведения в конфликтных ситуациях;
- развитие творческих способностей.
Воспитательные:
- повышение уровня жизненной активности и социальной направленности;
- создание условий для воспитания самостоятельной и независимой точки зрения;
- создание мотивации для дальнейшего саморазвития.
Основная идея программы заключается в том, чтобы создать благоприятные условия для выявления и реализации лидерского потенциала учащихся, склонных к лидерству.
Данная программа предполагает работу с небольшими инициативными группами учащихся, которые в последующем, в качестве экспертов, будут участвовать в организации и работе школьного самоуправления, в том числе в организации и работе данной программы с последующими группами учащихся. У каждого ученика может быть своя узкая сфера практической деятельности. Работа в малых группах обусловлена необходимостью индивидуальной работы с каждым учеником, психологическом сопровождении и наставничестве каждого ученика в общественных мероприятиях, внеучебной деятельности, практической деятельности и частых тренинговых занятиях.
Программа рассчитана на работу с учащимися подросткового возраста (12-16 лет), который является чрезвычайно важным в становлении личности. В этот период происходит расширение жизненного пространства, социального окружения, и проявляется в стремлении выйти за рамки школы и приобщиться к жизни взрослых. Но самая существенная трансформация жизненного пространства происходит во временном измерении: возникает осознанная связь настоящего и будущего, подросток перестает смотреть на будущее с позиции настоящего, начиная рассматривать настоящее из будущего. Для внутренней позиции подростка становится очень значимой новая потребность — найти и занять удовлетворяющее его положение в группе сверстников, завоевать авторитет, уважение, симпатию и внимание товарищей. Неумение, невозможность добиться приемлемого статуса в коллективе сверстников чаще всего является причиной трудностей в поведении и приводит к тяжелым переживаниям. Ведущей деятельностью данного возрастного периода является общение со сверстниками, именно по этой причине, данная программа предполагает делать акцент на развитие коммуникационно-организационных компетенций подростка.
Ход реализации проекта.
Сроки реализации программы. Образовательная программа рассчитана на 1 год. Программа составлена таким образом, чтобы подростки не только смогли уяснить и прослушать материал, но и на практике его отработать и закрепить. Оптимальная численность в группе: 8-12 человек, что обеспечивает успешное освоение материала и приобретение необходимых навыков.
Возраст детей: 12–16 лет.
Принципы реализации программы:
- целостность эмоциональной, поведенческой и познавательной сфер личности;
- гибкость (коррекция процесса обучения с учетом индивидуальных потребностей участников);
- активная включенность подростков;
- практическая направленность программы развития лидерских качеств.
Формы реализации программы:
- тренинговые упражнения, в том числе моделирующие проблемные ситуации;
- ролевые игры;
- групповые дискуссии;
- творческие задания;
- практические задания по достижению личных целей и реализации командного проекта;
- практические задание на развитие личностных качеств, формирование уверенности и осознание своей значимости.
Результаты.
Формы подведения итогов реализации программы. Проведение ребятами семинаров, мероприятий, тренинговых занятий для сверстников по определенным темам.
В результате программы подросток:
- станет увереннее в себе;
- научится договариваться с другими, отстаивать свою точку зрения и уступать;
- научится принимать и оказывать помощь и поддержку;
- сможет подготовить и провести презентацию себя;
- сможет реализовать творческий проект, работая в команде;
- проведет свой мастер-класс.