«Программа комплексной диагностики карьерного потенциала личности » (диагностическая программа)
Актуальность, научная и практическая значимость.
Актуальность решения вопросов, связанных с разработкой программы диагностики карьерного потенциала личности на современном этапе развития общества не вызывает сомнения. Повышение требований работодателей к уровню квалификации специалистов, активное международное сотрудничество, развитие мелкого и среднего бизнеса, отмирание одних профессий и появление новых, происходящее буквально за несколько лет — все это, с одной стороны, расширяет перспективу профессионального и карьерного выбора оптанта. С другой стороны — при недостаточной осведомленности личности относительно особенностей собственного карьерного потенциала возникает риск неадекватного использования и приложения индивидуальных карьерных ресурсов личности, а также риск неумелого управление ими, что может приводить к снижению результатов профессиональной деятельности и удовлетворенности карьерой.
В связи с подобным положением специалиста в обозначенной социально-экономической ситуации, особенно остро стоит вопрос относительно сознательного планирования карьеры. Решение этой задачи выступает при этом психологической основой самореализации личности в сфере профессиональной деятельности. В свою очередь, осознанный выбор карьерного пути возможен лишь в том, случае, когда специалист осведомлен о собственных карьерных ресурсах, которые в совокупности и составляют карьерный потенциал.
Теоретическая значимость заключается в развитии научных представлений о карьерном потенциале личности. Определена структура карьерного потенциала.
Предлагаемая диагностическая программа может быть использована в практике профессиональной диагностики для определения профиля карьерного потенциала личности с целью дальнейшего планирования карьеры. Структурно-содержательные особенности профиля карьерного потенциала позволяют: построить прогноз успешности личности в карьере; снизить риски, связанные со слабыми сторонами человека; определить потенциал развития, готовность к изменениям и достижениям; построить карьерный план личности.
Основное содержание работы (или ее этапы).
На первом этапе нами были проанализированы как отечественные, так и зарубежные исследования, посвященные феномену карьеры. Сформулировано определение карьерного потенциала личности, определены и систематизированы ресурсы личности, складывающиеся в единую структуру карьерного потенциала.
На втором этапе для каждого карьерного ресурса мы подобрали методики адекватные характеристике изучаемого ресурса и позволяющие максимально полно оценить и описать структурные характеристики карьерного потенциала.
На третьем этапе мы провели апробацию диагностической программы, по результатам которой провели замену некоторых диагностических методик и уточнили алгоритм обработки по некоторым ресурсам карьерного потенциала.
Четвертый этап заключался в обобщении и систематизации результатов и внедрении диагностической программы в практику образования, в рамках курса по выбору «Психологическое сопровождение карьеры личности» для студентов, обучающихся по специальности 050706.65 «Педагогика и психология».
Результаты, выводы.
- Карьерный потенциал мы рассматриваем как возможность, способность личности успешно развиваться в карьерно-профессиональном пространстве при общей удовлетворенности жизнью.
- Описание карьерного потенциала личности строится на анализе таких ресурсов личности как: ассертивность, маскулинность, мотивация достижения, отвественность, высокий уровень саморегуляции, работоспособность, аналитический стиль мышления, адекватный «Я-образ».
- Результатом внедрения диагностической программы является построение профиля карьерного потенциала личности.
- Внедрение программы комплексной диагностики карьерного потенциала личности, например, в практику обучения способствует формированию осмысленного планирования своей карьеры студентами, позволяя выделить ресурсы личности, способствующие/препятствующие успешной карьере.
- Предлагаемая диагностическая программа может быть реализована на различных этапах профессиогенеза.
- Для конвергентной валидизации факторов карьерного потенциала необходимо проведение сопоставления с объективными критериями успешности испытуемых в ситуации активного и свободного осуществления деятельности, что является перспективным направлением дальнейшей работы.