Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 

Регистрация

Ваш e-mail *
Придумайте пароль *
Повторите пароль *
Фамилия *
Имя *
Отчество *
Город *
Получать новости


Номинация «Проект года в психологической практике»
Реферат проекта

«Я в мире и мир во мне» (реабилитационная фототерапевтическая программа для подростков)


Так назывался проект Психолого-педагогического центра Управления образования Усольского муниципального района, реализуемый в 2012 году при грантовой поддержке Департамента общественных связей Администрации губернатора Пермского края и Фонда поддержки социальных инициатив «Содействие».

Победителем проект стал в номинации социально-психологическая реабилитация и адаптация трудных подростков в процессе арт-терапии.

При работе с подростками «группы риска» выявляются их трудности в проговаривании своих состояний, переживаний в силу неосознанности этих переживаний и состояний или неумения их перевести на словесный язык. Особенно, когда учащиеся находятся в режиме тренинга, барьерами для высказываний являются их комплексы, сформированные в результате существующей оценочной системы в школе и социуме. Где же подростку найти пространство, чтобы выразить все те импульсы и переживания, которые зарождаются внутри, но не имеют выхода наружу? Именно невыраженные эмоции приводят к срывам, неврозам, замыканию в себе, к защитному агрессивному поведению. В помощь подростку может прийти арт-терапия, методы которой позволяют каждому оставаться самим собой, не испытывать неловкости, обиды от сравнения с другими участниками группы, продвигаться в развитии сообразно своей природе.

Арт-терапевтические произведения способствуют прорыву содержания комплексов в сознание и переживанию сопутствующих им отрицательных эмоций, способствуют более ясному, тонкому выражению своих переживаний, проблем, внутренних противоречий, с одной стороны, и творческому самовыражению — с другой.

Методов арт-терапии множество. Для решения проблемы основным методом выбран метод фототерапии, и сопутствующим: видеотерапии. Участники целевой группы не только использовали готовые фото- и видеосюжеты на коррекционно-профилактических занятиях, но и сами были включены в процесс фотографирования: поиск сюжетов, фотосессии в условиях природы. Такое совмещение позволяет достигать большего терапевтического эффекта для неугомонного, неустойчивого, тревожного, пытливого подросткового возраста. Дети этого возраста очень любят позировать, выбирая определенный фон, привлекательные природные и рукотворные объекты. Волонтеры, памятуя свои яркие впечатления от природы Уральских гор и рек, предложили снять трудности и прелести путешествия по хребту Кваркуш, Полюдову кряжу (Ветлан, Полюд, Помяненный камень) рекам Усьва, Березовая, Улс, Вишера.

Цели и задачи.

Цель: вовлечение подростков «группы риска» и социально опасного положения в созидательную деятельность, способствующую выражению своих чувств, самораскрытию, творческому самовыражению, и направленную на создание базы арт-продукции.

Задачи проекта:

  • Создать при Психологическом центре арт-студию «Синяя птица».
  • Организовать обучение целевой группы мастерству фото, видео съемок.
  • Организовать путешествия по Пермскому краю с терапевтической целью и целью сбора материала для терапевтических занятий.
  • Сформировать фото- и видеобазу для использования в терапевтических целях.

Ход реализации проекта.

Фототерапия — это, скорее, фотография-коммуникация, нежели фотография-искусство, поэтому не требуется никакой предшествующий опыт работы с фотокамерой или знание фотоискусства. Тем не менее, на подготовительном этапе ребята участвовали в мастер-классах, чтобы узнать, как правильно брать сюжет в объектив, ориентировать фотокамеру относительно падающего света.

На втором этапе началась многотрудная, насыщенная приключениями, и радостная деятельность по проекту. Участники целевой группы совместно с волонтерами познавали величие жизни на Земле с вершин гор Кваркуша, Ерана, Ветлана, Помяненного, в темноте пещер Медео, Малого Ветлана, в нерукотворных улочках Каменного города.

Ребята делали снимки в горах и на воде, в тундре и тайге. Их взоры привлекали цветы и ягоды на альпийских лугах; бабочки и гусеницы, примостившиеся на рюкзаках; утки, пересекающие водные потоки рек; журавли, поражающие размахом крыльев над катамаранами; вершины деревьев, уходящих в небо; трепетный блеск утренней зари; пурпур и золото вечернего заката; яркий свет полной луны на мерцающем звездами небе. Вся эта красота по закону отражения заселит внутренний мир каждого участника проекта и, если какие-то объекты сдвинутся на задворки памяти, фотографии и видео помогут извлечь их, согреть и порадовать душу, когда-то увиденными пейзажами. Встряхивание памяти поможет закрепить в душе радостные чувства пережитого, которые будут изливаться потоками света в окружающий мир. В одном из своих произведений М.Горький заметил «В пустыне нет красоты, красота в душе араба, сидящего на верблюде». Не страшны бури житейские тому, у кого в сердце сияет свет силы Земли.

На заключительном этапе проекта участники формировали базу арт-студии: печатали фотографии, монтировали видеоролики, готовили фотовыставку, была открыта арт-студия «Синяя птица».

Результаты.

Все задачи проекта выполнены: удивительный, в каждую минуту меняющийся мир, и такие разные, выражающие полный спектр чувств, лица и позы ребят хранятся в более чем тысяча электронных фотографиях и видеороликах. 200 фотографий напечатано, смонтировано 4 видеоролика, 5 фотопрезентаций, создана галерея портретов.

Глядя на свои портреты, ребята то удивляются, то восхищаются, то радуются тем чувствам, которые выражают их лица. Вглядываясь в свои глаза, улыбки, мимику, дети познают себя не только на поведенческом уровне, когда они отслеживают свои возможности в труде, в походе, но и на более тонком уровне — чувственном. Один из подростков, мучительно переносивший трудности похода, просматривая фотографии, увидел, что чаще всего его лицо выражало спокойствие и тихую радость. Другой подросток из-за сильной жары и усталости в горах Кваркуша не хотел замечать красоты. Держа в руках фотоснимки с курумниками (россыпь валунов), альпийскими лугами, горными реками, произнес: «В какой красоте я побывал, я счастлив». Еще один участник, увидев себя на фотографиях в разном душевном настрое, сделал вывод, что когда на душе радость, лицо красивее. Дети сделали несколько снимков следов урагана, пронесшегося зигзагами по Пермскому краю, Рассматривая фото с вывороченными корнями деревьев и скошенным, как будто, гигантской косой лесом, некоторые ребята высказали мысли о мстительности природы и о необходимости относиться к ней с любовью. Так, общаясь со снимками, отображающими прошлую реальность, дети по истечении времени могут анализировать данную реальность, переживать ее палитрой чувств, приводящих к мудрым заключениям. Убедиться в этом можно было, почитав их надписи к фотографиям на фотовыставке, организованной в Доме творчества: «Любое достижение начинается с решения: попробовать»; «Воспоминания о походе — это единственный рай, из которого мы не можем быть изгнаны»; «Никто не знает каковы его силы, пока их не использует»; «Здоровый образ жизни может являться причиной долгой и интересной жизни».

Цель проекта достигнута: подростки продолжают заниматься созидательной творческой деятельностью: фотографируют, создают свои реальные истории в альбомах, делают инстоляции на определенные темы, познают свой внутренний чувственный мир. Участие в данном проекте многим помогло найти свой невостребованный ресурс, реализация которого, возможно, поможет дальнейшему самоопределению.


Содержательные материалы
Заинтересовал проект? Расскажите о нём:

 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург,
набережная реки Смоленки, д. 14, литер А, оф. 229, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su