«Психология трансформации личности осужденных молодежного возраста при использовании ими права бесконвойного передвижения» (методические рекомендации)
В современных условиях реформирования уголовно-исполнительной системы Российской Федерации (УИС) до 2020 года одним из направлений является дополнение системы поощрений осужденных стимулами к правопослушному поведению и активной ресоциализации, в качестве которых можно рассматривать институт бесконвойного передвижения.
В настоящее время существует противоречие в законодательстве и реальной практике УИС, выражающемся в том, что с одной стороны право бесконвойного передвижения предоставляется положительно характеризующимся осужденным, а с другой стороны, данные ведомственной статистики свидетельствуют о том, что в последние годы (2007–2010) дисциплинарные нарушения среди указанной категории осужденных наблюдаются в 10–15% случаев. Это связано с тем, что предоставление осужденным права бесконвойного передвижения не является ключевым этапом их ресоциализации и связующим звеном между исправительными учреждениями закрытого типа и колониями-поселениями, так как лица, получившие право бесконвойного передвижения, в течение длительного времени ощущают себя «людьми на перепутье», сохраняя взаимодействие с осужденными отрицательной направленности и проявляя преимущественно просоциальную активность, которая регламентирована и строго контролируется администрацией учреждения. Подобная двойственность ориентиров идентификации у осужденных, пользующихся правом бесконвойного передвижения, часто приводит к трансформации личности.
Применение дефиниции «трансформация личности» к изучению особенностей влияния бесконвойного передвижения актуально ввиду разноплановости последствий для личности осужденных молодежного возраста: с одной стороны, они получают больше прав и свобод, стимулирующих просоциальные личностные изменения, а с другой – остаются осужденными, постоянно взаимодействующими с криминальной средой. И хотя администрацией исправительных учреждений к ним уже предъявляются высокие требования, но зачастую не созданы условия для дальнейших просоциальных изменений, что может привести к деструктивной трансформации личности, что требует реализацию комплексного психологического сопровождения, которое целесообразно осуществлять через реализацию следующих направлений.
В рамках первого направления психологического сопровождения необходимо осуществлять научно обоснованный психологический отбор осужденных к условиям бесконвойного передвижения с учетом психодинамических характеристик личности. Далее психологам необходимо целенаправленно осуществлять просветительскую работу, причем как с сотрудниками исправительного учреждения в информационно-рекомендательном плане, так и с отобранными осужденными. При проведении психолого-просветительских мероприятий следует обращать внимание на ряд моментов. Во-первых, необходимо разъяснять содержание и особенности влияния бесконвойного передвижения на процесс ресоциализации осужденных, поскольку постепенное предоставление пенитенциарных льгот и свобод данным лицам может способствовать выявлению их истинных намерений до освобождения. Во-вторых, следует обращать внимание на трудности, с которыми сталкивается осужденный, находясь в данных условиях, и последствия, которые могут возникнуть в результате трансформации их личности. В-третьих, важно раскрывать основные пути преодоления трудностей в типичных ситуациях.
В рамках реализации психокоррекционного направления необходимо учитывать три периода нахождения осужденных в условиях бесконвойного передвижения.
В «ориентационный» период большинству осужденных в условиях бесконвойного передвижения свойственны преобладание нормативности в поведении, практичность, эмоциональная устойчивость, конформизм и постепенное снижение самоконтроля. В сфере стратегий совладающего поведения усиливается ассертивность. Отмечается улучшение психоэмоциональных состояний, но при преобладании примитивных механизмов психологических защит.
Задачей психолога в данный период должен быть индивидуальный подход к осужденным с поддержкой у них ассертивной стратегии поведения и работа с их ценностно-смысловой сферой (прежде всего для блокирования ранее сложившихся асоциальных особенностей личностного потенциала и криминальных воздействий, характерных для мест лишения свободы).
«Кумуляционный» период пребывания осужденных на бесконвойном передвижении продолжается почти год, но у большинства из них существенных трансформаций личности, по сравнению с предыдущим периодом не наблюдается. Внешне в своем поведении они демонстрируют спокойствие и оптимистичность. Однако на внутриличностном уровне происходит интенсивная смысловая работа, характеризующая формирование нового отношения к возникающим ситуациям и переживанию себя в них как самоценной личности. Однако из-за ощущения осужденными в условиях бесконвойного передвижения неопределенности в своей дальнейшей судьбе к концу «кумуляционного» периода у некоторых из них при отсутствии целенаправленной воспитательной, социальной и психологической работы может наблюдаться тенденция к деструктивной трансформации личности, а при отсутствии должного контроля со стороны администрации учреждения могут участиться случаи нарушения режима содержания, вплоть до противоправного поведения, в том числе совершение побега.
При работе с осужденными, пользующимися правом бесконвойного передвижения, в «кумуляционный» период представляется важным рекомендовать сотрудникам психологической службы ИУ уделить особое внимание проведению с ними индивидуальных консультаций, причем с каждым не реже одного раза в месяц. Кроме того, с учетом индивидуально-психологических особенностей данной категории лиц необходимо дифференцированно реализовывать групповую психокоррекционную работу, имеющую целью как устранение у них деструкций личности, так и закрепление конструктивных личностных самоизменений, достигнутых в «ориентационный» и «кумуляционный» периоды.
В «формационный» период (при нахождении осужденных в условиях бесконвойного передвижения более полутора лет) происходит деструктивная трансформация личности осужденных молодежного возраста, проявляющейся в ухудшении психоэмоционального состояния, изменении структуры психологических защит, в том числе на фоне когда такие психологические защиты, как рационализация, реактивные образования, примитивные преимущественно сменяются проекционными. В структуре преодолевающего поведения происходит повышение манипулятивности, асоциальных форм проявлений и агрессивности. Из-за того, что акцентируются личностные особенности, характеризующие тенденцию деструктивной трансформации личности, происходит рост доминантности, экспрессивности, безответственности, жесткости, уверенности в себе, нонконформизма, а также снижается самоконтроль.
Психокоррекционная работа с осужденными в данный период требует реализации психологами индивидуального подхода. Крайне важным является проработка с осужденным неконструктивного цикла психологических защит. При этом осужденные с доминированием манипулятивного типа поведения представляют наибольшую сложность для исправительно-психологического воздействия, так как это лица с высоким уровнем интеллекта и способностью влиять на других, но в своих интересах и часто для противоборства с администрацией.
Таким образом, психологическое сопровождение необходимо начинать с тщательного отбора кандидатов к данным условиям, проведения просветительских мероприятий с персоналом ИУ и осужденными о трудностях, испытываемых осужденными, и возможных путях их преодоления. При разработке коррекционных мероприятий с осужденными необходимо учитывать психологические особенности их личности (преобладающие стратегии поведения, психологические защиты и др.), а также длительность и особенности их пребывания на бесконвойном передвижении.