- Гапонова Екатерина Михайловна
педагог-психолог, социальный педагог, Томский коммунально-строительный техникум, (Томск)
Полное название проекта:
Авторская программа учебно-профилактического курса «Практическая психология».
Актуальность:
Проблема «трудных» подростков, низкой адаптации их в новых жизненных условиях - одна из центральных психолого-педагогических проблем. Крушение прежнего мировоззрения в среде молодежи и несформированность нового, отсутствие должных знаний и умений жить и работать в новых экономических условиях – все это привело наше общество к серьезным трудностям в воспитании подрастающего поколения. Среди подростков усилился негативизм, демонстративное и вызывающее по отношению к социуму поведение, чаще и в крайних формах стали проявляться жестокость и агрессивность. Студенты автомобильно-дорожного техникума г. Томска – не исключение, а скорее, подтверждение данного вывода.
По итогам входящей диагностики 107 подростков (16-17 лет) было отмечено: дезадаптация к новым условиям – у 32%, отсутствие мотивации к учебной деятельности – у 47%, состояние неопределённости, высокая степень негативизма – у 36% подростков. Это приводит к трудностям в обучении, а иногда - к отчислению студентов по итогам сессии. Поэтому психологическая адаптация «трудных» студентов к условиям обучения в среднем профессиональном учебном заведении стала актуальной задачей в учебно-воспитательной деятельности техникума. В этих целях в учебный план введён учебно-профилактический курс «Практическая психология».
Курс состоит из экспериментально-диагностических и практических (тренинговых) занятий. Экспериментально-диагностические занятия предназначаются для демонстрации психологических явлений, изучения себя, выявления характерологических особенностей студентов. Сочетание теоретического и практического материала предоставляют возможность подросткам приобрести жизненно - необходимые навыки для адаптации в современном мире. На практических занятиях через упражнения, игры, направленные на развитие навыков делового общения, происходит переориентация мотивации деятельности подростков с соперничества на сотрудничество и взаимопонимание, студенты осваивают элементарные методы практического взаимодействия. Тренинг направлен на развитие процесса самопознания подростков. При этом студенты чувствуют себя более раскованно и безопасно, у них формируется установка на достижение результата. Авторские разработки упражнений и игр направлены на осуществление важной задачи: сглаживание ощущения неуспешности и формирование позитивного образа своего будущего.
Важным воспитательным моментом является осознавание качества ситуаций, в которых подросток может рассчитывать на помощь и поддержку группы, а также возможность оказывать такую же помощь и поддержку другим членам группы. В связи с этим, в группе формируется чувство общности и состояние «мы», являющееся важным для процесса социальной адаптации учащегося. Система индивидуальных психокоррекционных занятий и консультации дают подростку определённую возможность фиксировать изменения его социального статуса, а работа в группе более эффективна вследствие обеспечения постоянной обратной связи. Социальный опыт, полученный подростками в группе во время занятий, становится возможной альтернативой привычным реакциям в реальных жизненных условиях.
Практическая значимость данной программы заключается в том, что после посещения занятий уровень негативизма и агрессивности подростков снизился на 25 % у 30% студентов; 27% подростков проявляют большую активность в учебной деятельности; успешно адаптируются и начинают социально приемлемо строить свои коммуникативные связи 28% студентов.
Значение предлагаемой программы для развития психологии состоит в её прикладном аспекте. Данный курс может стать факультативным; возможно включение занятий в отдельные спецкурсы для выпускников среднего общеобразовательного учреждения, и студентов 1-го и 2-го курса НПО ПУ, ССУЗов, ВУЗов.
Цели программы:
1. Сопровождение процесса социальной адаптации абитуриентов;
2. Формирование социально-коммуникативных навыков подростков, способствующих социальной адаптации в техникуме;
3. Познание самих себя, человеческих взаимоотношений;
4. Овладение элементарными приемами психической саморегуляции, психологической помощи в трудных жизненных ситуациях;
5. Развитие навыков установления партнёрского взаимодействия на деловом уровне.
Этапы программы:
• Входной контроль осуществляется с целью диагностики социальных особенностей подростков, особенностей их поведения, психологического климата в группах.
• Работа по программе, приоритетным направлением которой является адаптация подростка к новым условиям обучения через психологическую профилактику эмоционально-волевой сферы подростка, повышение коммуникативной компетентности, профилактику здорового образа жизни, подростковой преступности, ранних половых отношений; профилактику конфликтов в студенческой среде.
• Итоговый контроль проводится для проверки усвоения новых знаний, сформированности коммуникативных процессов, особенностей поведения студентов.
Эффективность программы состоит в:
1. Общекультурной компетентности - уровне психологической образованности, достаточного для самообразования в области психологии, ориентации в ее понятийном пространстве, определении своих позиций, умении принимать правильные решения в любой сложной жизненной ситуации.
2. Развитии качеств, позволяющих адекватно реагировать на непредсказуемость и неопределённость окружающей ситуации; стимуле к росту в профессиональном и личностном плане.
3. Успешном процессе адаптации и социализации старших подростков при прохождении курса и формировании внутренних жизненных позиций в сознании молодого человека.
Весной 2006 года программа «Практическая психология» была представлена на Областной конкурс методических разработок (Томский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования), где награждена дипломом I-й степени.
Гапонова Екатерина Михайловна - окончила Томский Государственный Педагогический Университет. Институт психологии и педагогики. Квалификация «Преподаватель дошкольной педагогики и психологии». Педагог-психолог, социальный педагог - Томский коммунально-строительный техникум. Сфера научных интересов - психология управления молодёжи в рамках организации самоуправления, социальная психология.