«Альтернативное посвящение» (образовательная программа)
Дорога удивительное дело! Её могущество непреодолимо, успокоительно и целительно. Отрывая вдруг человека от окружающей его среды, всё равно, любезной ему или даже неприятной, от постоянно развлекающей его множеством предметов, постоянно текущей разнообразной действительности, она сосредоточивает его мысли и чувства в тесный мир дорожного экипажа, устремляет его внимание сначала на самого себя, потом на воспоминание прошедшего и, наконец, на мечты и надежды — в будущем; и всё это делается с ясностью и спокойствием, без всякой суеты и торопливости.
Сергей Аксаков. «Детские годы Багрова-внука».
Каждый из нас хотя бы раз в жизни стоял на пороге принятия непростого решения, но порой не так сложен выбор дальнейшего пути, как начало уже намеченной дороги.
Трудно опровергнуть утверждение, что «лучшие годы – студенческие», но когда ты первокурсник, и только-только вступил на новую ступень жизни, еще очень сложно понять эту фразу. Новый коллектив, преподаватели, условия обучения, зачастую смена местожительства, отсутствие близких людей рядом, а еще и эти семинары, лекции…
Конечно, в каждом ВУЗе проводится активная работа по адаптации первокурсников, но в большинстве своем это ограничивается беседами с куратором, выступлением в осенних концертах, сборах (в которых участвуют не все) и, естественно, посвящением в студенты. Мы предлагаем программу «Альтернативное посвящение», мы не говорим, что вышеперечисленные мероприятия не приносят результатов в адаптации, но наша программа преследует несколько другие цели и, возможно, даже более эффективна, так как включает в себя не только развлекательный, но и образовательный компонент.
Цели и задачи проекта.
- успешная адаптация студентов-перовкурсников к условиям обучения в ВУЗе;
- налаживание доверительных взаимоотношений с куратором группы;
- отслеживание эмоционального фона студентов;
- создание доброжелательной атмосферы в группе;
- приобретение новых знаний в области практической психологии;
- развитие творческих способностей;
- становление студентов старших курсов как профессионалов в области практической психологии и арт-терапии;
Содержание проекта.
Реализация проекта включала в себя 4 этапа:
1 этап. Знакомство с группой и куратором группы. Первичная диагностика.
Использовалась методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда.
2 этап. Проведение мастер-классов с элементами арт-терапии.
Студенты были поделены на 3 группы. Каждый мастер-класс проводился в течение 40 минут, затем группы менялись, таким образом каждая группа посетила 3 занятия.
1 мастер-класс с использованием техник куклотерапии. Включал в себя создание народных тряпичных кукол, придумывание имени своей кукле, наделение ее характером. Данное занятие направлено на исследование эмоционального состояния на данный момент, на наблюдение за тем, как студент «презентует» себя в группе (ведь образ себя был спроецирован на образ куклы).
2 мастер-класс с использованием техник песочной терапии. Включал в себя групповое занятие со стартовым заданием «Обозначить свое место в песочнице». Задание выполнялось молча; после того, как композиция в песочнице была создана, следовало обсуждение полученного. Данное занятие показывало, кто как себя видит (лидером или держится обособленно, например) и какое место занимает в данной микрогруппе.
3 мастер-класс с использованием техники коллажирования. Включал в себя создание коллажа на тему: «Каким я себя вижу через 4 года?» (ведь именно через 4 года они закончат ВУЗ). Данное занятие было направлено на визуализацию предполагаемого профессионального и личностного развития.
3 этап. Проведение психологических игр на сплочение во время экскурсии.
На этом этапе группа студентов посещала экскурсию (в 2011- 2012 году экскурсию в Свято-Троицкий Холковский монастырь Белгородской области посетили студенты отделения «Педагогика и методика начального образования», в 2012 году студенты отделения «Психология образования» посетили город Елец Липецкой области), а затем с ними были проведена серия игр на сплочение. Заканчивалось все общим фотографированием.
4 этап. Проведение повторной диагностики.
Проведение методики диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда. Сравнение результатов с результатами первичной диагностики.
Результаты.
Конечные результаты:
- успешная адаптация студентов-первокурсников;
- создание нового направления в адаптации первокурсников нашего ВУЗа.
Для ознакомления приводятся полученные данные проведения сравнительного анализа по каждой шкале (результаты группы отделения «Психология и педагогика» 2012 года поступления):
|
Первичная диагностика |
Вторичная диагностика |
Адаптивность |
80,7 |
84,5 |
Дезадаптивность |
80,7 |
84,5 |
Принятие себя |
28,9 |
29 |
Непринятие себя |
23,3 |
23,3 |
Принятие других |
19,65 |
20 |
Непринятие других |
16,9 |
14,3 |
Эмоциональный комфорт |
29 |
31,5 |
Эмоциональный дискомфорт |
15 |
14,1 |
Внутренний контроль |
41 |
38,4 |
Внешний контроль |
20 |
19,65 |
Доминирование |
26 |
25 |
Ведомость |
20 |
19,65 |
Эскапизм (уход от проблем) |
14,9 |
16,1 |
Анализируя выше полученные данные, можно прийти к следующему выводу, что показатели социально-психологической адаптации вторичной диагностики немного выше первичной, это говорит о продуктивности разработанной программы, так как процент повторной диагностики приблизился к норме по каждой шкале социально-психологической адаптации.
Наиболее эффективным видом деятельности в плане адаптации личности студентов-первокурсников является применение социально-психологического взаимодействия в ВУЗе. По итогам проведенного мероприятия группа стала более сплоченней, студенты узнали друг о друге гораздо больше, расширился круг общих интересов.
Наш проект реализуется уже 2 года и, как мы видим, наше «альтернативное посвящение» дает хороший результат. Мы не можем «отсечь» другие факторы, влияющие на первокурсников, но надеемся, что и наша программа помогла им сориентироваться в «новой» жизни, лучше понять себя в новых условиях и с пользой провести время.