Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 

Регистрация

Ваш e-mail *
Придумайте пароль *
Повторите пароль *
Фамилия *
Имя *
Отчество *
Город *
Получать новости


Номинация «Проект года в психологической практике»
Реферат проекта

«Альтернативное посвящение» (образовательная программа)


Дорога удивительное дело! Её могущество непреодолимо, успокоительно и целительно. Отрывая вдруг человека от окружающей его среды, всё равно, любезной ему или даже неприятной, от постоянно развлекающей его множеством предметов, постоянно текущей разнообразной действительности, она сосредоточивает его мысли и чувства в тесный мир дорожного экипажа, устремляет его внимание сначала на самого себя, потом на воспоминание прошедшего и, наконец, на мечты и надежды — в будущем; и всё это делается с ясностью и спокойствием, без всякой суеты и торопливости.

Сергей Аксаков. «Детские годы Багрова-внука».

Каждый из нас хотя бы раз в жизни стоял на пороге принятия непростого решения, но порой не так сложен выбор дальнейшего пути, как начало уже намеченной дороги.

Трудно опровергнуть утверждение, что «лучшие годы – студенческие», но когда ты первокурсник, и только-только вступил на новую ступень жизни, еще очень сложно понять эту фразу. Новый коллектив, преподаватели, условия обучения, зачастую смена местожительства, отсутствие близких людей рядом, а еще и эти семинары, лекции…

Конечно, в каждом ВУЗе проводится активная работа по адаптации первокурсников, но в большинстве своем это ограничивается беседами с куратором, выступлением в осенних концертах, сборах (в которых участвуют не все) и, естественно, посвящением в студенты. Мы предлагаем программу «Альтернативное посвящение», мы не говорим, что вышеперечисленные мероприятия не приносят результатов в адаптации, но наша программа преследует несколько другие цели и, возможно, даже более эффективна, так как включает в себя не только развлекательный, но и образовательный компонент.

Цели и задачи проекта.

  • успешная адаптация студентов-перовкурсников к условиям обучения в ВУЗе;
  • налаживание доверительных взаимоотношений с куратором группы;
  • отслеживание эмоционального фона студентов;
  • создание доброжелательной атмосферы в группе;
  • приобретение новых знаний в области практической психологии;
  • развитие творческих способностей;
  • становление студентов старших курсов как профессионалов в области практической психологии и арт-терапии;

Содержание проекта.

Реализация проекта включала в себя 4 этапа:

1 этап. Знакомство с группой и куратором группы. Первичная диагностика.

Использовалась методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда.

2 этап. Проведение мастер-классов с элементами арт-терапии.

Студенты были поделены на 3 группы. Каждый мастер-класс проводился в течение 40 минут, затем группы менялись, таким образом каждая группа посетила 3 занятия.

1 мастер-класс с использованием техник куклотерапии. Включал в себя создание народных тряпичных кукол, придумывание имени своей кукле, наделение ее характером. Данное занятие направлено на исследование эмоционального состояния на данный момент, на наблюдение за тем, как студент «презентует» себя в группе (ведь образ себя был спроецирован на образ куклы).

2 мастер-класс с использованием техник песочной терапии. Включал в себя групповое занятие со стартовым заданием «Обозначить свое место в песочнице». Задание выполнялось молча; после того, как композиция в песочнице была создана, следовало обсуждение полученного. Данное занятие показывало, кто как себя видит (лидером или держится обособленно, например) и какое место занимает в данной микрогруппе.

3 мастер-класс с использованием техники коллажирования. Включал в себя создание коллажа на тему: «Каким я себя вижу через 4 года?» (ведь именно через 4 года они закончат ВУЗ). Данное занятие было направлено на визуализацию предполагаемого профессионального и личностного развития.

3 этап. Проведение психологических игр на сплочение во время экскурсии.

На этом этапе группа студентов посещала экскурсию (в 2011- 2012 году экскурсию в Свято-Троицкий Холковский монастырь Белгородской области посетили студенты отделения «Педагогика и методика начального образования», в 2012 году студенты отделения «Психология образования» посетили город Елец Липецкой области), а затем с ними были проведена серия игр на сплочение. Заканчивалось все общим фотографированием.

4 этап. Проведение повторной диагностики.

Проведение методики диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда. Сравнение результатов с результатами первичной диагностики.

Результаты.

Конечные результаты:

  • успешная адаптация студентов-первокурсников;
  • создание нового направления в адаптации первокурсников нашего ВУЗа.

Для ознакомления приводятся полученные данные проведения сравнительного анализа по каждой шкале (результаты группы отделения «Психология и педагогика» 2012 года поступления):

 

Первичная диагностика

Вторичная диагностика

Адаптивность

80,7

84,5

Дезадаптивность

80,7

84,5

Принятие себя

28,9

29

Непринятие себя

23,3

23,3

Принятие других

19,65

20

Непринятие других

16,9

14,3

Эмоциональный комфорт

29

31,5

Эмоциональный дискомфорт

15

14,1

Внутренний контроль

41

38,4

Внешний контроль

20

19,65

Доминирование

26

25

Ведомость

20

19,65

Эскапизм (уход от проблем)

14,9

16,1

 

Анализируя выше полученные данные, можно прийти к следующему выводу, что показатели социально-психологической адаптации вторичной диагностики немного выше первичной, это говорит о продуктивности разработанной программы, так как процент повторной диагностики приблизился к норме по каждой шкале социально-психологической адаптации.

Наиболее эффективным видом деятельности в плане адаптации личности студентов-первокурсников является применение социально-психологического взаимодействия в ВУЗе. По итогам проведенного мероприятия группа стала более сплоченней, студенты узнали друг о друге гораздо больше, расширился круг общих интересов.

Наш проект реализуется уже 2 года и, как мы видим, наше «альтернативное посвящение» дает хороший результат. Мы не можем «отсечь» другие факторы, влияющие на первокурсников, но надеемся, что и наша программа помогла им сориентироваться в «новой» жизни, лучше понять себя в новых условиях и с пользой провести время.


Содержательные материалы
Заинтересовал проект? Расскажите о нём:

 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург,
набережная реки Смоленки, д. 14, литер А, оф. 229, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su