«“Защищенное детство” — модель психолого-педагогического сопровождения семей, имеющих детей-инвалидов» (образовательно-реабилитационная программа)
Проект призван способствовать реализации прав семей, имеющих детей-инвалидов, обеспечить доступ к культурно-историческому наследию детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), подготовку их к профессиональной деятельности, доступность и комфортность взаимоотношений с окружающими людьми. Проект реализуется на базе автономной некоммерческой организации высшего профессионального образования «Межрегиональный открытый социальный институт».
Реализация проекта «“Защищенное детство” — модель психолого-педагогического сопровождения семей, имеющих детей-инвалидов» способствовала выработке стратегии и тактики взаимодействия семей, имеющих детей-инвалидов, и массового образования, а также специального образования, позволила упорядочить работу и придать системе психолого-педагогического сопровождения более организованный характер.
Механизм реализации проекта включает организацию работы по просвещению и психолого-медико-социальному сопровождению родителей, имеющих детей-инвалидов, повышению квалификации специалистов служб помощи семьям, имеющим детей с ОВЗ, оснащению специальных образовательных учреждений современным реабилитационным и технологическим оборудованием, методическими пособиями, а также оснащение образовательного учреждения (АНО ВПО «Межрегиональный открытый социальный институт»), реализующего данный проект. Проект призван помочь родителям использовать конкретную модель психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья для выработки общей стратегии обучения, воспитания развития ребенка-инвалида с учетом диагностики и систематических наблюдений.
Продолжительность проекта: проект рассчитан на 20 месяцев. Начало проекта 1 апреля 2011 года. Окончание проекта 27 ноября 2012 года.
Мониторинг потребностей родителей, имеющих детей-инвалидов, в нашей республике, показал, что данные семьи испытывают необходимость в получении консультативной и методической помощи по вопросам воспитания и обучения детей. Приняв во внимание запросы родителей, специалисты МОСИ решили на его базе организовать работу с семьями, имеющими детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Была создана семейная группа для детей с нарушениями в развитии, не посещающих ДОУ, и их родителей. Также коррекционно-развивающая работа ведется и в других ОУ, но с организованными детьми. Таким образом, в 2011–12 годах специалисты МОСИ осуществляли психолого-педагогическое сопровождение 29 семей, имеющих детей-инвалидов. Проект осуществлялся АНО ВПО «Межрегиональный институт», к реализации проекта были привлечены грантовые средства Национального благотворительного фонда. Были запланированы мероприятия на 4 млн. руб., но уложились в проект в размере 1,6 млн. руб., из них 0,8 млн. руб. — грант Национального благотворительного фонда.
Цели и задачи.
Главной целью в работе с семейными группами являются психолого-медико-педагогическая поддержка и сопровождение семьи, а также организация ранней коррекции развития ребенка-инвалида.
Задачи:
-
по отношению к ребенку:
- психолого-педагогическое сопровождение;
- помощь в преодолении трудностей в развитии: компенсирующее обучение умениям и навыкам поведения;
- максимально возможная адаптация ребенка к социальной и образовательной среде;
-
по отношению к родителям:
- психосоциальная помощь (помощь родителям в принятии и понимании нарушения в развитии ребенка, в преодолении беспомощности по отношению к своему ребенку);
- посредничество между семьей и другими службами;
- помощь в дальнейшем устройстве жизни ребенка с целью выбора образования и условий существования;
- стимулирование самостоятельности и развитие способности в общении.
Реализация проекта.
Работа осуществлялась по нескольким направлениям.
Диагностическое направление. После которого разрабатывается и уточняется дальнейший образовательный маршрут для каждого ребенка.
Коррекционное направление. Цель этого направления — оказание помощи детям с проблемами в развитии, а также психолого-педагогической помощи их родителям.
Консультативное направление. Консультативная помощь осуществлялась посредством системы индивидуальных консультаций.
Просветительское направление. В рамках этого направления проходили семинары, круглые столы, мастер-классы, проводились лектории для родителей, публиковались сообщения в СМИ (статьи в местных газетах, сообщения на сайте «Дверь в мир»), осуществлялся выпуск буклетов и брошюр для родителей и педагогов — психологов.
Реализация проекта проходила в 5 этапов:
I. Обзорно-аналитический этап. Анализ существующей проблемы психолого-педагогического сопровождения семей, имеющих детей-инвалидов Ознакомление профессорско-преподавательского состава и трудового коллектива вуза, а также студентов и аспирантов с концепцией проекта (апрель 2011 г.).
II. Координационный этап, общая продолжительность 2 недели (1-16 июня 2011 г.). На этом этапе проходил отбор студентов и сотрудников МОСИ для работы по организации социального партнерства. Руководители проекта ставили своей целью привлечение социальных институтов г. Йошкар-Олы и РМЭ, имеющих опыт работы по психолого-педагогическому и медико-социального сопровождению детей с ОВЗ. Ответственной за отбор студентов, преподавателей и формирование групп являлась куратор проекта, зав. кафедрой психологии и педагогики О.В. Шишкина.
III. Методический этап, общая продолжительность 2 недели (25 сентября — 9 октября 2011 г.). На этом этапе проводилось обсуждение проекта рабочей группой, утверждение календарного плана мероприятий и сметы расходов. На данном этапе создается материально-техническая база проекта, разрабатывается бизнес-план, проводится семинар для преподавателей по вопросу адаптирования лекционных материалов, практических работ для людей с ОВЗ.
IV. Организационный этап, общая продолжительность 1 месяц (октябрь 2011 года). Данный этап включал два основных события: совершенствование сайта и маркетинг проекта. На этом этапе создается макет базы данных, заполнение которой будет проходить на следующем этапе. Данный этап направлен на организацию социального партнерства и заключение соглашений по сотрудничеству.
V. Практическая реализация проекта, продолжительность 12 месяцев (ноябрь 2011 г. — ноябрь 2012 г.). Основные мероприятия данного этапа – это:
- реализация Программы «Повышение профессиональной родительской компетентности в социальном воспитании детей с отклонениями в развитии» направленная на комплексное решение проблем семей с детьми-инвалидами, обеспечение их полноценной жизнедеятельности и интеграции с обществом.
- обслуживание сайта, разработка образовательных профессиональных программ для родителей – слушателей, имеющих детей с ОВЗ.
- оснащение помещений специальным оборудованием, пандусами, лифтами.
- оснащение родителей специальными техническими и др. устройствами для занятий по развитию детей (по экотерапии, сенсорному и двигательному развитию)
В результате выполнения работ по данному этапу были решены следующие задачи:
- Приобретена продукция «ИМАТОН» и «ЭФФЕКТОН», которая соответствует «Положению о стандартизации психологического инструментария». Использование методик в кабинетной комплектации повышает престиж и качество работы практического психолога.
- Приобретена специальная мебель и реабилитационное оборудование, а также нейроортопедические костюмы для детей.
- Реализована Программа «Повышение профессиональной родительской компетентности в социальном воспитании детей с отклонениями в развитии»;
- Проведение краткосрочных курсов для семей, имеющих детей – инвалидов по иппотерапии;
- Набор и обучение семей, имеющих детей с ОВЗ (с 1 ноября 2011 г.).
VI. Заключительный этап, продолжительность 10 дней (1–10 сентября 2012 года). В рамках этого этапа предполагается обобщение результатов всех предыдущих этапов, анализ реализации проекта, оценка эффективности проделанной работы. На этом этапе происходила формализация конкретных результатов проекта и написание отчетов. Руководитель проекта представляла отчет о работе социальных партнеров, используя количественные и качественные показатели. Координатор проекта представляла отчет о проведении совместных мероприятий с организациями-партнерами, государственными и муниципальными структурами, представляла результаты мониторинга круга проблем, характерных для семей, имеющих детей-инвалидов, в Республике Марий Эл и России. Бухгалтер проекта представила финансовую и бухгалтерскую отчетность по результатам проекта, готовила выпуск методического пособия. Руководитель проекта подготовила итоговый отчет, обобщая работу по проекту в целом. Был заслушан отчет на заседании Совета факультета права и психологии, утвержден отчет на Ученом Совете АНО ВПО МОСИ. Планируется проведение круглого стола с приглашением представителей всех ведомств и структур, работающих с инвалидами, для подведения итогов реализации проекта. Поступают новые заявки от родителей, которые узнали о данном проекте, поэтому проект может быть продолжен в 2013 году.