«Школа профессионального роста» (образовательная программа)
Актуальность, научная и практическая значимость.
Специализированные учреждения для несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, такие как СРЦН, ЦПД и СП возникли в стране как спасательные, оказывая помощь детям в кризисной или посткризисной ситуации. Против ребенка сегодня действуют и кризисные процессы в семье, и социальная напряженность в обществе, и усиливающееся школьное неблагополучие, и широкий криминогенный фон общественной жизни.
Ребенка выталкивают из своего лона неблагополучные семьи, численность которых заметно возрастает, школа, освободившаяся от воспитания, внешкольные помещения, сдавшие свои площади коммерческим фирмам.
Социальная и педагогическая запущенность безнадзорных и беспризорных детей настолько велика, что порой даже обучение их в классах коррекции не дает желаемого результата. Девиантное поведение и низкая школьная мотивация учащихся не позволяет специалистам образовательных учреждений найти эффективные способы положительного взаимодействия с ними.
Работа педагогов социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних требует от них глубокого понимания и знаний не только возрастных, но и специфических особенностей детей, лишенных практически с рождения социального и психологического благополучия.
Создание «Школы начинающего специалиста» (позднее «Школа профессионального роста») продиктовано необходимостью оказания системной помощи работающим педагогам специализированных учреждений, а также возможностью создания условий для их успешной адаптации в новой профессиональной деятельности.
Как показывает практика деятельности СРЦН воспитателям, педагогам-психологам, социальным педагогам и другим специалистам самостоятельно бывает очень трудно овладевать инновационными технологиями взаимодействия с дезадаптированными детьми, так как современные профессиональные образовательные учреждения не ориентируют выпускников на работу в специализированных учреждениях социального типа.
Цели и задачи проекта.
Цель проекта: подготовить педагогов и других специалистов к взаимодействию с дезадаптированными детьми и рациональному выбору современных технологий реабилитации несовершеннолетних.
Задачи проекта:
- Познакомить слушателей с типами специализированных учреждений для несовершеннолетних (Социально-реабилитационный центр, Центр помощи детям, Приют).
- Показать преимущества СРЦН в комплексной реабилитации несовершеннолетних.
- Изучить общие принципы реабилитационной работы и условия их реализации.
- Помочь специалистам овладеть способами психолого-педагогической диагностики и методикой организации и проведения коррекционно-развивающих занятий.
- Познакомить с методикой оказания психолого-педагогической помощи детям и подросткам в преодолении трудностей в общении.
- Раскрыть эффективные способы взаимодействия с семьями воспитанников, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Основное содержание работы.
В 2012 году в рамках «Школы профессионального роста» было реализовано два учебных курса:
- Модуль «Основы коммуникативной деятельности специалиста СРЦН». Всего 16 часов, из них 10 практических.
- Модуль «Игра в социально-реабилитационной работе: организация и методика проведения» Всего 8 часов, все практические.
Модуль «Основы коммуникативной деятельности специалиста социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних»
Цель: формирование у слушателей представлений о понятии, сущности, основах коммуникативного процесса как инструмента успешной деловой и профессиональной деятельности.
Задачи:
- Дать специалистам представление об особенностях проявления и уровнях коммуникации.
- Расширить знания слушателей о влиянии личностных особенностей на процессы взаимодействия в различных сферах жизнедеятельности.
- Совершенствовать навыки специалистов в разработке стратегий общения в профессиональной деятельности.
Основные темы модуля:
- Общение и коммуникация в профессиональной деятельности: понятие, виды, структура.
- Коммуникативные барьеры: понятие и типология.
- Коммуникативная и эмоциональная компетентность.
- Игровые коммуникации.
- Визуальная культура специалиста в процессе коммуникации. Имидж специалиста.
- Визуальная, тактильная, акустическая и альфакторная системы знаков.
- Общение как взаимодействие. Правила слушания.
- Гендерные аспекты коммуникативной деятельности.
В результате обучения слушатели, успешно освоившие модуль смогут:
наиболее рационально организовывать педагогическое взаимодействие с дезадаптированными детьми и их семьями;
- актуализировать знания и умения в области организации эффективной коммуникативной деятельности с различными категориями клиентов;
- предупредить возможность профессионального эмоционального выгорания.
Модуль «Игра в социально-реабилитационной работе: организация и методика проведения»
Цель модуля: показать преимущества игры перед другими способами воспитания и развития детей, раскрыть методику подбора игр в соответствии с возрастом дезадаптированных детей и их психологическими возможностями.
Задачи:
- Способствовать созданию условий для распространения современных методик, игровых технологий в процессе организации комплексной реабилитации несовершеннолетних.
- Обеспечить наиболее эффективную форму организации досуга с детьми и подростками.
- Совершенствовать навыки специалистов в разработке стратегий руководства разнообразной игровой деятельностью, в том числе и инновационной.
- Способствовать развитию у слушателей профессионально-значимых коммуникативных навыков в процессе организации игровой деятельности.
- Освоение способов реанимации положительных личностных качеств у несовершеннолетних через игру.
Основные темы модуля:
- Социально-психологические основы игры. Значение игр в реабилитации несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
- Театрализованные игры. Организация и методика проведения разнообразных игр-театрализаций в условиях СРЦН.
- Психологические игры, особенности их организации и проведения с дезадаптированными детьми.
- Спортивно-развлекательные досуговые игры как здоровьесберегающая технология реанимирующая навыки здорового образа жизни несовершеннолетних.
В результате обучения слушатели, успешно освоившие модуль смогут:
- приобрести навыки организации и проведения разнообразной игровой деятельности с несовершеннолетними в условиях специализированного учреждения;
- овладеть способами структурирования игровой деятельности с дезадаптированными детьми;
- освоят методы и приемы организации досуговой деятельности с включением в нее разнообразных игровых сюжетов.
Основные формы и методы организации занятий:
- Лекции;
- Дискуссии;
- Тренинги;
- Мастер-классы;
- Обмен опытом;
- Круглые столы;
- Научно-практические семинары;
- Деловые игры.
Результаты, выводы.
Инициатива по созданию условий для подготовки педагогов к работе в СРЦН с помощью данных модулей, несомненно, имеет свои положительные результаты. Данный опыт позволяет совершенствовать навыки взаимодействия педагогов с дезадаптированными детьми, способствует формированию уверенности и стабильности в нелегкой, но столь важной профессиональной деятельности специалистов.