«Социальный проект "По ту сторону..."» (коррекционная программа)
Актуальность и научно-практическая значимость.
Проблема профилактики адъективного и девиантного поведения среди подростков в городе Губкинском и многих других городах Ямала и за его пределами сейчас достаточно актуальна. В 2010 году совершено учащимися школ и других образовательных учреждений города Губкинский 41 административное правонарушение, 8 – общественно-опасных деяний; 44 семьи состоят на учете в отделе по профилактике безнадзорности несовершеннолетних в МУСОН ЦСПСиД «Елена» как семьи, находящиеся в социально опасном положении, в них воспитываются 70 детей, из них подростков 29 человек. Общаться с девиантными подростками нелегко. Еще сложнее вовлечь их в работу, связанную с профилактикой асоциального поведения. Однако новые виды деятельности и способы общения увлекают всегда и всех, особенно, если они не предполагают выслушивание нотаций, обвинений.
Мы нашли способ решения данной проблемы: привлечение девиантных подростков наряду с обычными детьми в создание своих маленьких видеошедевров, социальных видеороликов в роли сценаристов, режиссеров, актеров, художников и т.п. на темы актуальные для всего подросткового возраста: конфликты с родителями и сверстниками, любовь и дружба, агрессивность, употребление ПАВ, толерантность, принадлежность к молодежным движениям и т.д. В этом новизна подхода.
Подростки, вовлекаясь в работу по созданию социальных роликов, активизировали свое личностное развитие и скорректировали поведенческие реакции, за счет следующих механизмов, которые психологи использовали в работе с несовершеннолетними: проекция, идентификация, здесь и сейчас, фигура и фон, актуализация значимой проблемы, маска
К тому же этот проект показывает нам возможность применения новых форм работы с подростками, имеющими проблемы в социальной адаптации. В психологической практике описывается применение кинотерапии, то есть использование просмотра готовых полнометражных фильмов определенной тематики с дальнейшим обсуждением в группе. В нашей методике, сам подросток, может являться и автором, и сценаристом, и актером, и мультипликатором, примеряя к себе ту роль, к которой он готов. В некоторых случаях тематика работ выбиралась самими ребятами, а в других предлагалась авторами, когда работала группа. А после того, как работы созданы, устраивалась презентация роликов с последующим обсуждением.
Цели и задачи.
Цели проекта:
- профилактика и коррекция личностных особенностей девиантных подростков;
- создание социальных видеороликов, направленных на личностный рост и коррекцию поведения девиантных подростков в городе.
Задачи проекта:
- формирование группы подростков МБОУ «СОШ №1» и центра «Елена», а также ребята «группы риска» для разработки сценариев и съёмки видеороликов;
- диагностика личностных особенностей подростков;
- обсуждение с подростками и поиск актуальных ситуаций для создания сценариев роликов;
- моделирование ситуаций бесконфликтного общения;
- создание видеороликов;
- создание условий для развития данного вида деятельности в городе;
- установление контактов с образовательными учреждениями, со средствами массовой информации города для распространения социальных роликов;
- обсуждение роликов в образовательных учреждениях города
Основное содержание работы (или ее этапы):
Методы проекта:
- беседы;
- мозговой штурм,
- написание сценариев; создание макетов, плакатов;
- игры;
- съёмка видеороликов;
- работа с видеопрограммами;
- психологическое тестирование, опросы;
- обсуждение готового продукта.
Целевая группа проекта. Проект направлен на подростков с девиантным поведением, учащуюся и работающую молодежь города Губкинский, семьи СОП, родителей трудных подростков. Минимальный возраст участников проекта – 9 лет, максимальный – 18 лет.
Описание мероприятий.
- Формирование группы подростков МОУ «СОШ №1» и центра «Елена», а также ребят «группы риска» для разработки сценариев и съёмки видеороликов. Поиск добровольцев для участия в реализации проекта.
-
Обсуждение с подростками и поиск актуальных ситуаций для создания сценариев роликов:
- мозговой штурм по определению ситуаций;
- беседа с подростками, как избежать подобных конфликтных ситуаций;
- выполнение тестов на оценку уровня общительности (по В.Ф. Ряховскому), на определение умения слушать, "Конфликтны ли вы?";
- анализ результатов тестирования.
-
Моделирование ситуаций бесконфликтного общения
- вовлечение подростков в деловые и ролевые игры
-
Создание видеороликов
- проигрывание ролевых ситуаций и рефлексия опыта
-
Разработка сценариев видеороликов
- выявление идей для разработки сценариев посредством обсуждения
- раскадровка сценариев
-
Создание условий для развития данного вида деятельности в городе
- привлечение трудных подростков через КДНиЗП к участию в проекте;
- изучение запросов на создание роликов КДН иЗП;
- изготовление рекламных проспектов к видеороликам
- обучение подростков работе с видеокамерой;
- обучение подростков созданию роликов в программе Imagination Studio Suite 2
-
Установление контактов с ОУ города, со СМИ города для распространения социальных роликов
- проведение рекламной кампании;
- размещение социальных роликов на сайте;
- трансляция социальных роликов на канале ГТРК "Вектор+"
-
Обсуждение роликов в образовательных учреждениях города
- распространение роликов в образовательных учреждениях города для просмотра и обсуждения в подростковой и родительской среде;
- подготовка протоколов для ОУ, отражающих результаты бесед с учащимися и родителями
Результаты, выводы.
Ожидаемые результаты:
- Положительная динамика изменений личностных особенностей участников проекта на основании количественных показателей психодиагностических методик (коммуникативные навыки и т.п.).
- Динамика изменений количественных показателей социального интеллекта участников проекта.
- Будет организована постоянная группа подростков (8–10 человек) для работы по созданию видеороликов;
- Для реализации сценариев (в качестве актеров) будут привлечены подростки с девиантным поведением (3–5 человек), взрослые (3–5 человек).
- Будут разработаны, отсняты и смонтированы 10 социальных роликов на темы актуальные для всего подросткового возраста: конфликты с родителями и сверстниками, любовь и дружба, агрессивность, употребление ПАВ, толерантность, принадлежность к молодежным движениям и т.д.
- Созданные подростками социальные видеоролики будут показаны на канале ГТРК "Вектор+" (аудитория 5000–8000 человек).
- Созданные подростками социальные видеоролики будут предоставлены для обсуждения классам в различные образовательные учреждения города через педагогов-психологов и социальных педагогов (1000 человек).
- Значение результатов реализации проекта для города, района Ямало-Ненецкого автономного округа в конкретных индикаторах и показателях. Мы уверены, что данный проект может: способствовать профилактики девиантного и делинкветного поведения подростков, и расширению стереотипного поведения девиантных подростков и их родителей.
- Предложения по критериям оценки эффективности представляемого проекта. Оценка проекта будет осуществляться по количественному и качественному анализу достижения поставленных целей; по количественному вовлечению в работу над проектом девиантных подростков; по отзывам подростков, социальных педагогов и психологов, обсуждавших ролики.
- Данными для оценки мероприятия могут служить протоколы классных часов, отзывы самих участников об участии в проекте, освещение проекта в СМИ города, на сайтах.
Результаты проекта.
- Наблюдается положительная динамика изменений личностных особенностей участников проекта на основании количественных показателей психодиагностических методик (коммуникативные навыки и т.п.).
- Наблюдается динамика изменений количественных показателей социального интеллекта участников проекта.
- Добровольцами для участия в реализации проекта стали 35 подростков (их них 6 человек — ребята, состоящие на учете в КДНиЗП, 3 человека – на внутришкольном учете, 12 воспитанников МКУСОН ЦСПСиД «Елена» в возрасте от 9 до 14 лет).
- Также проведены встречи в неформальной обстановке с тремя семьями, в которых воспитываются и проживают три подростка 13–15 лет.
- Проведены деловые и ролевые игры под названием «О жизни в шутку и всерьез» (3 занятия), "Я и другие" (4 занятия), "Игры в тигры" (2 занятия), "Толерантность" (4 занятия). Всего в них приняли участие 182 несовершеннолетних. В завершение ребятам были розданы бюллетени «Как научиться не конфликтовать с родителями?», разработанные активными участниками проекта «По ту сторону…»: добровольцами проекта.
- Разработаны сценарии и отснято более 20 видеороликов, темами которых стали прием ребёнка в семью, проблема правильного выбора, конфликт детей и родителей, простые правила жизни, ответственности за свою жизнь, отношения к родителям: «Мой выбор», «Хочу понять…», «Жизнь в масштабе», «Мы разные», «Каким может быть человек», «Просто жизнь», «Давайте дружить», «Лень», «Время идти домой», «Одиночество», «С кем…?», «Уважение», «Правила жизни просты», «Живи здорово!», «Твоя роль», «Люби свой город», «В семье главное понимание», «Примите ребенка в семью» и др. Всего в них приняли активное участие 50 несовершеннолетних.
- Было обучено 7 несовершеннолетних работе с видеокамерой и 4 подростка созданию роликов в программе Imagination Studio Suite 2.
- В эфир ГТРК «Вектор» 25 апреля (повтор 26 апреля) 2012 года транслировался новостной сюжет о работе творческой студии по созданию социальных роликов воспитанниками центра. Для трансляции в ГТРК «Вектор» передано 6 короткометражных фильмов («Мой выбор», «Хочу понять…», «Время идти домой», «Примите ребенка в семью», «Будь разным», «Моя семья»), которые выходили в эфир с 16 ноября по 3 декабря 2012.
- В рамках заседания городского методического объединения педагогов-психологов УО г. Губкинского была проведена презентация социальных роликов, авторами которых являлись участники принимающие участие в реализации проекта «По ту сторону…».
- С целью трансляции роликов в подростковой среде посредством интернета была создана группа в контакте, ссылка на сайт: http://vk.com/po_tu_storonu_podrostki_gubkin
- С целью трансляции роликов в подростковой среде посредством интернета была создана группа в контакте