- Борисова Людмила Федоровна
педагог-психолог высшей квалификационной категории, МБДОУ №6 "Сказка", (Полярные Зори)
Родители — взрослые люди и пытаться воздействовать на них педагогически, даже из лучших побуждений, просто неэтично. На сегодня сложилась такая ситуация, что для нормального развития дошкольников педагогический всеобуч для родителей, а особенно при подготовке детей к школьному обучению, — жизненная необходимость. Однако традиционные методы не всегда оказываются эффективными. Практикумы для родителей с использования комплексного подхода являются важной составляющей образовательного процесса. Комплексный подход, включает в себя игровые методы: ролевые и деловые игры, дискуссии, тестирование, проективные рисуночные методики и вызывают безусловный интерес у родителей. Подача информации в виде презентаций оказывает эффективное воздействие на уставших в вечернее время родителей. Поступая одновременно через зрительный и слуховой каналы, затрагивая эмоциональную сферу человека, хорошо воспринимается и запоминается. Родителям будущих первоклассников предоставляется реальный опыт игрового партнерства в учебной группе для взрослых.
Идея, цели и задачи проекта.
Основная идея — активизировать чувства, переживания и действия родителей в связи с предстоящей школьной жизнью детей.
Цель — обогащение воспитательного опыта родителей при подготовке детей к школьному обучению.
Задачи:
- обратить внимание родителей на степень вовлеченности в предшкольную подготовку ребенка;
- проанализировать особенности родительской позиции в ожидании школьной жизни;
- вовлечь родителей в игровой диалог с детьми.
Участники проекта.
Педагог-психолог, родители, будущих первоклассников, дети.
Этапы проекта.
- Организационный этап: взаимная договоренность с родителями; разработка тематического цикла встреч.
- Подготовительный этап: оформление тематических презентаций; организация пространства; подготовка диагностического материала и др.
- Диагностический: проективные тесты для детей: «Рисунок семьи», «Птенец», «Хороший и плохой ребенок», «Школа»; анкеты для родителей: «Каков социальный опыт моего ребенка», «Мое мнение о школьной жизни», «Познавательные потребности ребенка», «Стили семейного воспитания», «Какой я родитель?».
- Реализация проекта — в течение учебного года.
План мероприятий.
- Октябрь. Деловая игра «На пороге школы». Цель — предоставить родителям возможность учесть разные факторы готовности ребенка к школе.
- Ноябрь. Практикум «Привлекательный образ наставника» и «Я как наставник ребенка». Цель — обратить внимание родителей на степень вовлечения в школьные дела ребенка; осознать свой стиль и вклад в руководство предшкольной подготовки.
- Февраль. Практикум «Играем и развиваемся вместе». Цель — познакомить родителей с играми, развивающими познавательные способности ребёнка.
- Апрель. Практикум «Готовы ли вы отдать своего ребенка в школу?». Цель — изучение мнения родителей о готовности ребенка к школьному обучению, анализ умения принимать переживания ребёнка.
Проект предполагает интеграцию разнообразных видов деятельности.
Тематический цикл встреч реализуется через разнообразные и эмоционально-насыщенные формы общения дискуссионного, практического и игрового характера.
- Игровые упражнения. Дают возможность вовлечения родителей в игровой диалог с детьми. Создать атмосферу общности интересов и эмоциональной взаимоподдержки.
- Ролевое проигрывание проблемной задачи. Техника «Активного слушания» и форма «Я-высказывания» наиболее удачные способы эмоционально открытого общения родителей с ребёнком. К примеру, выполняя упражнение «Заменим оценочную форму обращения к ребёнку» уточняем, в чём видится родителю оценочный характер сообщений.
- Деловые игры, проводимые в родительских группах, нацелены на развитие их рефлексивных способностей, входящих в структуру личностной готовности родителей к поступлению ребенка в школу.
- Тестирование, анкетирование. Психологи доказали, что знакомство с ответами на тесты влияет на внутренний настрой и поведение тестируемого. Он старается как можно точнее соответствовать положительному результату, поэтому отвечает на вопросы теста не совсем так, как это сделал бы в ситуации незнания. Кроме того, после такого тестирования человек начинает жить и поступать несколько по- другому. Иначе говоря, он становится другим.
- Дискуссии — родителям свойственно ударяться в крайность. Одни берут всю ответственность за школу на себя. Другие считают, раз ребёнок пошел в школу. значит он уже достаточно самостоятельный и нет нужды его контролировать. Так в чем же заключается разумная мера участия родителей в школьных делах ребенка? Как определить степень своего присутствия? В этом случае полезно предложить родителям обменяться мнениями, высказать в ходе дискуссии личные предпочтения и услышать стороннее мнение.
Необходимые ресурсы.
Мультимедиа. Фотоаппарат. Игровой материал. Ноутбук. Раздаточный бланковый материал. Место проведения — музыкальный зал.
Результативность работы.
Предполагаемый результат.
- Снижение родительской тревожности на этапе подготовки детей к школьному обучению.
- Повышение родительской компетентности по вопросу комплексной подготовки к школьному обучению.
Пролученные результаты.
Проведение мероприятий в течение года отмечалось высокой посещаемостью родителей, будущих первоклассников в среднем 86,7%.
По результатам анкетирования «Удовлетворенность родителей деятельностью образовательного учреждения» по направлениям:
- информированность — 88%;
- вовлеченность — 85,3%;
- удовлетворенность — 81,7%.
Прослеживается значимость и эффективность работы с родителями в рамках данного проекта. Все показатели соответствуют высокому уровню.