«Мама, Папа, поиграйте со Мной!» (программа занятий с детско-родительской парой)
Анализируя вопросы, с которыми обращаются родители к психологу, я сделала вывод о большом проценте обращений по поводу воспитания детей в возрасте 3-х лет. Родителей беспокоят собственные эмоциональные реакции: «часто взрываюсь», «любая мелочь в поведении моего ребенка раздражает и выводит из себя»; неуверенность в собственных действиях: «не знаю, как поступить, как реагировать», «наказываю, а сам думаю – правильно ли».
Анализ консультаций позволил выявить основные трудности, с которыми сталкиваются родители:
- нехватка времени на общение с ребенком
- недостаточность знаний об особенностях детского развития в возрасте 3-х лет
- непонимание причин того или иного поведения ребенка
- затруднения в выборе эффективных средств воспитательного воздействия
- сложности саморефлексии своих отношений с ребенком.
Для меня одной из приоритетных форм является групповой метод работы с родителями и детьми. 3 года подряд я формирую группы родителей с детьми 3-летнего возраста. Концептуальной основой тренинга является идея сотрудничества взрослого с ребенком, основная цель – способствовать установлению и развитию отношений партнерства и сотрудничества родителей с ребенком, которые помогут более мягко пережить кризис 3-х лет.
Задачи тренинговой работы:
- рассмотрение возможностей понимания своего ребенка,
- выработка новых навыков взаимодействия с ребенком,
- активизация коммуникаций,
- развитие способности сотрудничать друг с другом,
- поиск новых конструктивных способов разрешения конфликтных ситуаций.
Для решения этих задач, я, прежде всего — организую, взаимодействие взросло-родительской пары, которое происходит на добровольной основе. В процессе занятий, как показывает практика, родители становятся более сензитивными к своим детям и научаются относиться к ним безоценочно, с пониманием, создавая атмосферу принятия, в которой ребенок может чувствовать себя в достаточной безопасности. Группа — лишь необходимая социальная площадка психотренинга. Дети и родители, взаимодействуя в группе, тем самым помогают друг другу в решении тех проблем, которые привели их в нее. На занятиях много игр. Родители играют с ребенком, тем самым, находясь на территории его интересов. Работа в группе, подчинение и взрослых и детей единым правилам игры, дают возможность ребенку почувствовать свою значимость, а родителю, сойти с позиции всегда правильного и недосягаемого, побыть в роли ребенка. В процессе работы ребенок начинает воспринимать родителей по- новому, как союзников, т.к. играющий с ним взрослый все время старается понять его чувства, поступки. Родители учатся сотрудничать с ребенком и вместе что-то создавать - пока в игре, а впоследствии в деле.
Этапы работы в детско-родителькой группе.
- Диагностический.
- Организационный.
- Развивающий.
- Аналитический.
Диагностика взаимодействия родителей с детьми, безусловно, имела место в деятельности нашей группы. Однако ее основной целью была саморефлексия родителей, а не интерпретация полученных мною данных.
- Предлагалась анкета для родителей, с целью определения степени ответственности за воспитание детей, приоритетов в воспитании, характера затруднений, возникающих у родителей во взаимодействии с детьми и способов их разрешения.
- Проективный тест «Рисунок семьи».
- Текущая диагностика: диагностические приемы использовались непосредственно и в ходе групповых занятий. Сама по себе групповая работа достаточно диагностична, в ней проявляются особенности межличностного внутрисемейного взаимодействия, а также личностные характеристики участников. Наблюдения за отношениями между детьми и родителями в группе позволяют отследить произошли (или не произошли) какие-либо изменения.
Особенности организации работы детско-родительской группы.
На первом этапе основная задача заключалась в консолидации группы - это достигалось разъяснением и демонстрацией правил общения в группе, проводилась работа над созданием атмосферы эмоциональной близости участников в группе.
Фактически, разрабатывая и организуя занятия, я не стремилась действовать по четко намеченному плану, а старалась создавать (или оставлять) пространство для проявления творческой активности родителей и детей.
Структура занятий:
- Приветствие. Цель: создание положительной психологической атмосферы, обстановки принятия.
- Разминка. Цель: стимуляция активности участников, создание настроя на работу.
- Общий круг (совместные игры, задания). Цель: осознание и выражения своих чувств.
- Прощание. Цель: эмоциональное сплочение группы.
Развивающий этап реализовывался через проведение специально организованных занятий в группе, индивидуальные консультации с родителями.
Анализ результатов. Эффективность групповой работы оценивалась по субъективным параметрам, которые извлекались из отчетов родителей, их они обозначали в тетрадках обратной связи. (Родителям предоставлялась возможность написать: сегодня я готов(а) поделиться; что понравилось? что не понравилось? мои ощущения? какие изменения произошли?)
Некоторые выдержки:
- взгляд со стороны очень помогает понять причины поведения ребенка;
- занятия помогают увидеть общение своего ребенка с другими детьми;
- все очень интересно, а главное, что мы вместе с ребенком занимаемся.
Результаты.
На основании высказываний родителей после проведенных занятий, можно выделить общие, наиболее значимые показатели изменений в детско-родительских отношениях:
- лучшее понимание своего ребенка;
- значительное снижение конфликтных ситуаций;
- появление положительного опыта взаимодействия;
- ощущение большей эмоциональной близости с ребенком.
Вывод.
Трехлетний опыт работы показывает ее эффективность. У участников группы развивается позитивное взаимодействие, снижается число родительско- детских конфликтов Важно то, что все приобретенные родителями и детьми навыки, умения, способы взаимодействия спонтанно, естественным образом переносятся за пределы группы, в реальную жизнь. В качестве одного из результатов детско- родительской группы можно отметить вторичные улучшения, произошедшие в самоощущении родителей.