«Основы групповой работы с инвалидами» (модульный проект)
Актуальность проекта.
Саратовская область включена в число пилотных субъектов РФ, участвующих в реализации государственной программы «Доступная среда» на 2011–2015 годы. Однако, не смотря на существенные преобразования в сфере доступности физической среды и в сфере общественного отношения к людям с инвалидностью, сами инвалиды оказываются по целому ряду причин не готовыми принять новый, более активный и инклюзивный образ жизни. Специалисты социальной сферы сходятся во мнении, что у большинства инвалидов сформировались устойчивые, негативные, основанные на пассивном ожидании помощи от государства стереотипы поведения.
В связи с этим для работников социальных учреждений стал актуальным поиск и освоение таких форм и методик работы с инвалидами, которые способствовали бы преодолению социальной изоляции, пассивной позиции, отчужденности инвалидов и развитию у них навыков самопомощи. Для осуществления такого поиска автором проекта совместно с «Комплексным центром социального обслуживания населения г. Саратова» было решено реализовать модульный проект под названием «Основы групповой работы с инвалидами».
Автор проекта Оксана Толкачева — инвалид-колясочник, выпускница Российского государственного социального университета, а ныне студентка Восточно-Европейского института психоанализа — в качестве своих научных интересов избрала изучение особенностей совладающих стратегий поведения среди инвалидов, а также поиск наиболее эффективных способов социально-психологической адаптации инвалидов. Собрав в своей исследовательской деятельности обширный статистический и научный материал о психологических особенностях инвалидов, автор пришла к выводу, что оптимальным способом интеграции инвалидов в общество является групповая психокоррекционная работа. Этот вид психокоррекции обладает с одной стороны достаточной гибкостью и способностью к трансформации, чтобы удовлетворить специфические потребности всех категорий инвалидов, а с другой стороны несет в себе достаточно мощный терапевтический потенциал, основу которого составляет как раз приобретение более адаптивных социальных навыков.
Все эти положения были вынесены на обсуждение с социальными работниками и психологами г. Саратова, принявшими участие в проекте.
Ход реализации проекта.
Проект стал частью педагогической практики и курсового проекта автора, он проходил в течение четырех недель и состоял из четырех модулей. Каждый модуль включал в себя лекционное выступления автора, показ видеоматериалов и совместное обсуждение заявленных в каждом модуле положений.
В модуле 1 «Инвалидность как предмет коррекционного воздействия» были описаны этапы исторического развития концепций инвалидности и современное понимание инвалидности; указано значение психологического аспекта в адаптации инвалидов; на основе эмпирических исследований выделены проблемы социально-психологической адаптации инвалидов; описана внутренняя картина болезни и распространенные стратегии совладания. После окончания лекционной части состоялась бурная дискуссия. Многие социальные работники и психологи согласились с тем, что психологический аспект зачастую имеет решающее значение в эффективности или неэффективности социально-психологической адаптации инвалидности. В конце модуля после завершения обсуждения все участники получили раздаточный материал, включающий в себя правила использования корректного языка и этикета при работе с инвалидами.
Во время модуля 2 «Групповая работа как психокоррекционный метод» освещались такие вопросы, как место групповой терапии в системе методов психокоррекции; цели и задачи групповой терапии; преимущества и недостатки групповой терапии; классификация терапевтических групп; терапевтические факторы групповой терапии. Для большинства социальных работников и психологов освещенные в лекции основы групповой психотерапии были новы теоретически, но интуитивно знакомы на практике. Основная дискуссия вращалась вокруг вопроса о том, какой формат – индивидуальный или групповой наиболее эффективен в работе с инвалидами. Не смотря на то, что мнения разошлись, большинство участников склонялось к тому, что групповая психокоррекция не только эффективнее, но и экономически более выгодна.
Модуль 3 «Формы групповой работы с инвалидами и основные принципы организации» был посвящен обсуждению применению в психокоррекционной работе с инвалидами таких форм групповой работы, как тренинг группы, арт-терапия, группы взаимной поддержки и интеракционная модель групповой терапии. Были рассмотрены организационные аспекты групповой работы: определение размера и состава группы; процесс проведения предварительного интервью; роль ведущего в процессе групповой работы; влияние групповых норм на работу группы; стадии функционирования и основные проблемы психокоррекционных групп. Участникам были розданы материалы, включающие в себя основные процедуры проведения и организации групп поддержки для инвалидов, а также несколько примеров упражнений направленных на выработку у инвалидов более активного и независимого поведения.
Наконец, 4 модуль «Особенности групповой работы с инвалидами» полностью проходил в формате обсуждение. Аудитория обсуждала такие аспекты работы с инвалидами как: важность эмпатии, отказ от советов и поощрение самостоятельного поиска решений, развитие ассертивного поведения, работа с агрессивными клиентами, работа с зависимыми клиентами и другими трудными пациентами. Участники встречи делились сложными случаями из своей практики, обменивались опытом и пытались сообща выработать оптимальные стратегии работы с трудными клиентами среди инвалидов.
Результаты.
Итогом проекта стало решение о дальнейшем сотрудничества автора с социальными учреждениями города для осуществления таких научно и практически значимых задач, как изучения проблем социально-психологической адаптации инвалидов и поиск путей преодоления этих проблем. В частности планируется провести исследование стратегий совладающего поведения среди инвалидов и организовать экспериментальную группу поддержки.