«Культурно-историческая психология» (международный научный журнал)
Полное название проекта
Международный научный журнал «Культурно-историческая психология»
Актуальность
Существующие научные журналы отражают либо общую ситуацию в психологиче-ской науке, либо концентрируют свое внимание на конкретной отрасли психологии.
Без преувеличения можно сказать, что культурно-историческая психология – одна из самых крупных и имеющих международное признание школ в отечественной психологии. На ее основе создаются новые направления и течения в современной психологии.
Растет и интерес к ней зарубежных ученых, о чем свидетельствует проведение те-матических конференций (см., например, конференции, проводимые Международным обществом культурно-деятельностных исследований – ISCAR; университетами Гаваны, Сан-Пауло и Санто Андре «International conference: the cultural-historical approach as an issue»; Европейской ассоциацией исследований в области образования детей младшего возраста (EECERA): «Exploring Vygotsky’s Ideas: Crossing Borders» и др.).
При этом в России специализированных изданий, в которых обсуждались бы со-временное состояние и перспективы культурно-исторической психологии, деятельностной психологии, а также других современных культурно-ориентированных дисциплин пока нет.
Социальная, научная и практическая значимость
Журнал способствует проведению и обсуждению теоретических и эмпирических исследо-ваний, осмысляющих, расширяющих и развивающих культурно-исторический подход в психологии.
Авторами журнала являются не только известные психологи, но и аспиранты, студенты, чьи работы соответствуют уровню научного журнала. Такое расширение аудитории авто-ров позволяет поддерживать талантливых молодых ученых.
В журнале регулярно публикуются оригинальные зарубежные исследования, знакомящие с новыми тенденциями в развитии культурно-исторической психологией в других стра-нах.
Журнал доступен широкому кругу читателей за рубежом, что быстро делает известными многие разработки российских психологов для иностранных психологов и поднимает пре-стиж нашей науки.
Значение для развития психологии
Появление специального тематического журнала создает благоприятные возможности для дальнейшего творческого развития культурно-исторического направления в психологии, стимулирует расширение его практических приложений для решения многих социальных проблем. Журнал поддерживает высокие научные стандарты для публикаций, отдавая приоритет глубоким теоретико-эмпирическим и прикладным исследованиям; тем самым способствуя преодолению заметных тенденций к деградации научного уровня психологи-ческих исследований в нашей стране.
Цели
Сохранение, развитие и трансляция традиций научной школы Л.С.Выготского, и научных школ его соратников и последователей: А.Р. Лурия, А.Н. Леонтьева, Л.И. Божович, А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, Б.В. Зейгарник и др.
Развитие конструктивного диалога представителей культурно-исторической школы в пси-хологии с представителями других школ и направлений.
Аудитория, на которую рассчитан проект
психологи, ведущие исследования в области культурно-исторической и деятельностной психологии, теории и методологии, истории психологии; студенты, аспиранты, широкий круг читателей, интересующихся вопросами истории, методологии психологии, культуры.
Основное содержание работы (или ее этапы)
Учредитель и издатель – Московский городской психолого-педагогический университет (2005 г.). Журнал зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением за-конодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия ПИ№ФС77-21626 от 29 июля 2005 года, ISSN: 1816-5435.
Журнал – периодическое специализированное научное издание по проблемам культурно-исторической психологии (журнал выходит один раз в квартал). На страницах журнала обсуждаются методологические вопросы современной культурно-исторической и дея-тельностной психологии, публикуются статьи как по «классическим» темам культурно-исторической психологии, так и результаты исследований, сделанных на «стыке» теорий и наук, в том числе статьи иностранных авторов.
Тематические номера журнала иллюстрируют результаты и направления современных ис-следований культурно-исторической и деятельностной психологии – специальная психо-логия, психология искусства, кросс-культурные исследования, детская и возрастная пси-хология. За период с июля 2005 г. по март 2007 г. было выпушено шесть номеров журнала и два дайджеста на английском языке за 2005 и 2006 гг., соответственно. Основными те-мами изданных номеров были следующие: номер 2005/2 был посвящен 75-летию В.В.Давыдова; 2006/1 – 100-летию А.В.Запорожца и 110-летию М.М.Бахтина; 2006/2 – ис-следованиям проблемы мышления в культурно-исторической психологии, проблеме раз-вития научных и житейский понятий; 2006/3 – специальной психологии, проблемам пси-хического развития детей с нарушениями в развитии; 2006/4 – психологии искусства.
Особое внимание уделено поиску и сохранению научного наследия школы Выготского – в журнале публикуются архивные материалы, уникальные рукописи учеников и последова-телей Выготского.
Результаты, выводы
Журнал включен в перечень Высшей аттестационной комиссии Министерства образова-ния и науки Российской Федерации, является аффилированным журналом Международ-ного общества культурно-деятельностных исследований (ISCAR). Журнал включен в базу данных PsyINFO Journals Coverage.
Информация о журнале представлена в глобальной сети Интернет, в специальном разделе сайта www.vygotsky.mgppu.ru. Содержание каждого номера, аннотации и ключевые слова к статьям, сведения об авторах, требования к статьям и другая информация для авторов – развернуты на страницах сайта как на русском, так и на английском языках.
Рубцов Виталий Владимирович - доктор психологических наук, профессор, действительный член Российской академии образования, ректор МГППУ, директор ПИ РАО; Область научных интересов: педагогическая психология, детская психология, социально-генетическая психология, психология развития, учебная деятельность, учебное действие диагностика. Общее число публикаций: 200
Марголис Аркадий Аронович - кандидат психологических наук, первый проректор МГППУ; Область научных интересов: педагогическая психология, детская психология, социально-генетическая психология, психология развития, учебная деятельность, учебное действие диагностика. Общее число публикаций: 40
Зинченко Владимир Петрович - доктор психологических наук, профессор, действительный член Российской Академии образования; Область научных интересов: вопросы методологии и истории отечественной психологии. Общее число публикаций: 450
Мещеряков Борис Гурьевич - доктор психологических наук, профессор кафедры психологии; Область научных интересов: культурно-историческая психология методология науки история психологии. Общее число публикаций: 85