«Дошколенок» (психологическая программа клуба для родителей дошкольников)
Психологическая работа с родителями — сложное направление. Нередко родители не сомневаются в своей компетентности, обвиняя в случае возникновения затруднений в детско-родительских отношениях школу, детский сад, общество. Часто, родителям сложно признать ошибочность своих мыслей, чувств, действий. На фоне этого внутри семьи между отцом и матерью неравномерно распределяется воспитательная активность. В большинстве случаев воспитанием, эмоциональным общением с детьми занимается мать, отец же делает это «по настроению». В итоге в семье не наблюдается системности воздействий. Родители для ребенка воспринимаются единым целым.
Эффективность родительства зависит от субъективно-психологических факторов разного уровня и формируется с помощью специальных психолого-педагогических технологий, проблемно-ориентированных тренингов, основанных на диадном взаимодействии отца и матери.
Дошкольный возраст особенно чувствителен к воспитательным формам взрослых, в связи со многими психологическими новообразованиями. Перечислю некоторые из них:
- переход от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению;
- появление феномена «арбис» — формирование целостной картины мира;
- формирование произвольного внимания;
- формирование этических принципов;
- формирование самооценки;
- формирование самосознания;
- формирование эгоцентрической речи.
Для этого же возраста характерен кризис семи лет, который проявляется в потере детской непосредственности через кривляния, обезьянничество и т.д. И на смену этому кривлянию у ребенка появляется потребность в занятии значимой социальной позиции.
Цель и задачи программы.
Целью данной программы является анализ имеющихся форм воспитания родителей дошкольников и формирование у родителей новой практики общения в детско-родительском взаимодействии.
В связи с тем, что программа охватывает пять сфер жизнедеятельности дошкольника (эмоциональная, волевая, личностная, познавательная, социальная) и каждая сфера раскрывает те «трудные» вопросы, которые формулируют родители, сталкиваясь ежедневно в своей жизни, задачами программы можно считать следующие:
- развитие воображения дошкольника (познавательная сфера);
- развитие эмоций (эмоциональная сфера);
- формирование целенаправленности (личностная сфера);
- формирование навыков применения усилий для получения результата (волевая сфера);
- подготовка к труду и общественной деятельности (социальная сфера).
Работа группы.
Время встреч — 4 раза в месяц, по 2 часа.
Количество участников — 5-6 человек.
Работа группы в рамках предлагаемой программы строится в соответствии с общими принципами и правилами групповой работы.
Основной единицей тренинга является искусственно созданная или естественная ситуация, в которой участник тренинга побуждается к совершению какого-либо действия, совершая его, затем получает от других участников или ведущего обратную связь и высказывает свои ощущения сам (Лидерс А.Г., 1996).
В тренинге используются традиционные упражнения на групповое сплочение, эмоциональный разогрев, разминки, психогимнастические и релаксационные упражнения, ролевые игры, дискуссии, обсуждение ситуаций, пробы на совместную деятельность, упражнения, обсуждение итогов работы группы и домашние задания.
Методическое обеспечение программы.
При разработке программы использованы материалы тренингов М. Р. Битяновой (1995), А. В. Булыгиной (2003), Н. С. Курмановой (2000), А. Г. Лидерса (2001), Р. В. Овчаровой (2008), И. Н. Марковской(1996, 2000), Н. Ю. Синягиной (1998) и О. Н. Истратовой (2006).
Методические средства, используемые в тренинге:
- диагностические процедуры как средство контроля эффективности тренинга;
- информирование как средство подготовки к выполнению упражнений для раскрытия в доступной форме некоторых психологических понятий;
- психогимнастические упражнения как средство регуляции эмоционального состояния участников, активизации групповой динамики, сплочения группы, развития навыков самопредставления и самопознания;
- анализ ситуаций как средство повышения компетентности участников в плане системы отношений родителя;
- элементы музыкотерапии как музыкальный фон для создания необходимой атмосферы в группе;
- ролевые игры как средство выражения скрытых чувств, отреагирования накопленных переживаний, отработки новых навыков и получения обратной связи;
Упражнения на межгрупповое взаимодействие как средство активизации групповой динамики, формирования чувства доверия друг к другу, более глубокого раскрытия внутреннего мира участников.
В качестве основных методических приемов выступают упражнения-дискуссии, упражнения-игры, психогимнастические упражнения и проективный рисунок.
Ожидаемые результаты.
Каждая из пяти задач соотносится с затронутыми пятью сферами и достигается посредством моделирования и игры родителей с помощью тренера-психолога.