«Психология детского творчества» (печатное издание)
1. Название: учебник «Психология детского творчества». (Проект поддержан РГНФ – грант 04-06-00171а)
2. Актуальность:
Необходимость учебника по дисциплине, которая читается во всех вузах, где выпускают психологов, объясняется тем, что последняя работа, объединяющая все виды детского творчества, написана Л. С. Выготским. Работ и учебных пособий, рассматривающих отдельные виды творчества, прежде всего, художественное — достаточно, но современной книги для студентов, позволяющей им увидеть всю картину в целом по поводу творчества детей, нет. Есть великолепные работы, касающиеся творчества взрослых, есть замечательные работы, посвященные тестированию творческих способностей, но учебника «Психология детского творчества», в котором были бы описаны все аспекты творческой активности детей, до настоящего времени не было.
3. Социальная, научная и практическая значимость:
Научная значимость учебника проявляется в том, что в нем объединяются результаты исследований зарубежных и отечественных исследований, причем читателю представлены все дискуссии и проблемы, для которые до сих пор нет решения. Социальная и практическая значимость учебника состоит в том, что его могут использовать не только студенты для обучения, но все практики, работающие с детьми в творческих студиях. В учебнике описаны особенности творческих возможностей детей разного возраста и специфику работы с ними. Отдельно описаны методы эффективного взаимодействия взрослого и ребенка.
4. Значение для развития психологии:
Обзор зарубежных и отечественных представлений на специфику творческих возможностей ребенка, противоречивость в представлениях различных научных направлений, собственные представления автора на адаптивную роль творчества ребенка – все это позволяет двигаться дальше, проверяя предложенные идеи или опровергая их.
5. Цели:
1. Описание основных теоретических представлений о роли творчества в детстве. Обсуждение методов оценки будущих творческих возможностей.
2. Анализ условий, необходимых для развития творческих возможностей детей в разных сферах, описание специфики работы взрослых с детьми в разные возрастные периоды.
3. Описание причин исчезновения творческого потенциала ребенка
6. Аудитория, на которую рассчитан проект:
Студенты психологических факультетов, специалисты, работающие с дошкольниками в творческих студиях, воспитатели детских садов и учителя начальной школы.
7. Основное содержание работы и этапы:
Подготовка курса лекций (2002–2005 гг.), написание учебника (2005–2006 гг.) и его опубликование (2006 г.)
8. Результаты, выводы:
Опубликован учебник «Психология детского творчества», получен гриф УМО по направлению Педагогика в качестве учебного пособия для студентов, обучающихся по направлению 050700 Педагогика (профиль 540602 Детская практическая психология). Он используется в практике трех университетов: РГПУ им. А. И. Герцена (Санкт-Петебург), Новосибирском государственном педагогическом университет (Новосибирск), Елецком государственном университете (Елец).
Николаева Елена Ивановна - доктор биологических наук; Российский государственный педагогический университет им.А.И.Герцена (РГПУ) — профессор кафедры психологии и психофизиологии ребенка. Сфера научных интересов: функциональная асимметрия мозга, психофизиология и психология творчества, наказание и поощрение в семье, алекситимия. Общее число публикаций – 171.