«Диагностика развития самосознания в детском возрасте» (психологический практикум)
Психологический практикум «Диагностика развития самосознания в детском возрасте»". Белобрыкина О.А., СПб.: Речь, 2006. – 320 с. (Рекомендовано редакционно-издательским советом общественной организации «Санкт-Петербургское психологическое общество для психологов, школьных педагогов, воспитателей детских садов).
Посмотреть презентацию (685 Кб)
Актуальность
Согласно официальным статистическим данным и результатам исследований, к началу школьного обучения выявляется значительное число детей, характеризующихся несформированной системой представлений о себе как о самоценной личности. Психологическая диагностика крайне необходима в целях профилактики нарушений в сфере самосознания ребенка.
Социальная, научная и практическая значимость
Социальная и практическая значимость психологического практикума заключается в том, что дает возможность специалистам образовательных учреждений на профессиональном уровне осуществить своевременную диагностику показателей развития самосознания детей дошкольного и младшего школьного возраста, наметить пути устранения неблагоприятных тенденций в данном направлении с целью нормализации возрастного онтогенеза. Научная и научно-методическая значимость работы состоит в том, что в ней представлен основной категориальный аппарат психологии самосознания личности, значимый в исследовании динамики развития самосознания и его составляющих в детском возрасте. В частности, раскрыто и уточнено содержание понятий «самосознание», «образ Я», «самооценка» и др. Дана характеристика основных подходов, обозначена специфика диагностики и представлено описание основных групп методов, используемых в исследовании особенностей развития детского самосознания. Психологический практикум позволяет расширить возможности в преподавании возрастной психологии, психологии развития, психодиагностики и др. дисциплин.
Значение для развития психологии
К одной из основных проблем отечественной психологии в настоящее время многие исследователи относят недостаточную взаимосвязь психологической науки и практики. Зачастую психологическая наука оказывается неготовой к актуальному общественному запросу на практическую психологию в сфере оказания помощи по устранению неблагоприятных факторов влияния и снижению риска возникновения социального и психологического неблагополучия в развитии детской личности. Представленная на конкурс работа посвящена решению проблемы научно-методического обеспечения диагностической практики специалистов образовательных учреждений, и в целом ориентирована на преодоление разрыва между психологической наукой, психологической практикой и образованием, что отвечает насущной и актуальной задаче современного этапа развития отечественной психологии.
Цели психологического практикума
Повышение качества подготовки специалистов психологического и педагогического профиля в системе вузовского и поствузовского образования; систематизация накопленного в области психологии развития самосознания в детском возрасте теоретического и практического материала; повышение уровня профессиональной осведомленности специалистов о методах диагностики развития самосознания в детском возрасте.
Аудитория, на которую рассчитан проект
Преподаватели и студенты психологических факультетов, факультетов дошкольного и начального школьного образования; преподаватели и слушатели курсов повышения квалификации и переподготовки работников образования по направлениям «Психология», «Дошкольная педагогика и психология», «Педагогика и психология начального обучения»; практические психологи образования.
Содержание
Психологический практикум представляет собой прикладное приложение к монографии автора «Развитие самосознания в детском возрасте» (Новосибирск, 2003). В главе 1 раскрываются основные требования, предъявляемые к методам и процедуре изучения личностных особенностей ребенка. Здесь представлена краткая характеристика основных групп методов изучения личности ребенка, показана специфика представления психологической информации об особенностях развития ребенка. В главе 2 представлены методики диагностики самосознания детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Вариативность диагностических методик представлена тремя взаимосвязанными группами: 1) диагностика основных показателей самосознания детей; 2) методики сбора опосредованной информации об особенностях развития самосознания в детском возрасте; 3) диагностика социального окружения ребенка как особого информационного ресурса развития детского самосознания. Диагностический комплекс включает классические и адаптированные автором применительно к данным возрастам методики, а также оригинальные авторские методики. Описание каждой методики предваряется теоретическим введением, в котором дано краткое описание диагностируемого конструкта, обозначен возрастной диапазон, инструкция, представлена процедура получения результатов, характеристика стимульного материала, алгоритм обработки тестовых показателей, ключи, тестовые или возрастные нормы, способы интерпретации и представления психодиагностической информации.
Результаты, выводы
Несмотря на значительные научные и практические достижения в области психологии самосознания личности, вплоть до настоящего времени на рынке профессиональной литературы отсутствуют работы, раскрывающие специфику развития самосознания в детском возрасте. Главная особенность представляемой на конкурс работы состоит в том, что психологический практикум восполняет существующий дефицит учебно-методической литературы по проблеме детского самосознания. В психологическом практикуме впервые представлены в обобщенном виде методики выявления особенностей развития детского самосознания, отвечающие основным методологическим требованиям, предъявляемым к диагностическому инструментарию.
Белобрыкина Ольга Альфонсасовна - кандидат психологических наук, доцент кафедры Общей психологии и истории психологии, заведующая НИЛ «Возрастная психология и психология развития» факультета психологии Новосибирского государственного педагогического университета. Сфера научных интересов - Психология детского развития, психология игры и игрушки, психология детского творчества, психология профессионального развитие личности, психодиагностика, экспертиза в образовании.