Номинация «Проект года в психологическом образовании» по итогам 2006 года
Все проекты номинации в текущем году>
Реферат проекта

«Диагностика развития самосознания в детском возрасте» (психологический практикум)

Автор:

  • Белобрыкина Ольга Альфонсасовна

    кандидат психологических наук, научный сотрудник, доцент кафедры социальной психологии и виктимологии факультета психологии, ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет» (Новосибирск)

Психологический практикум «Диагностика развития самосознания в детском возрасте». Белобрыкина Ольга АльфонсасовнаПсихологический практикум «Диагностика развития самосознания в детском возрасте»". Белобрыкина О.А., СПб.: Речь, 2006. – 320 с.  (Рекомендовано редакционно-издательским советом общественной организации «Санкт-Петербургское психологическое общество для психологов, школьных педагогов, воспитателей детских садов).

Посмотреть презентацию (685 Кб)

Актуальность

Согласно официальным  статистическим  данным и результатам исследований, к началу школьного обучения  выявляется значительное число детей, характеризующихся несформированной системой  представлений о себе как о самоценной личности.  Психологическая  диагностика крайне необходима в  целях  профилактики нарушений в сфере самосознания ребенка.

Социальная, научная и практическая значимость

Социальная и практическая значимость психологического практикума заключается в том, что дает возможность специалистам образовательных учреждений на профессиональном уровне  осуществить своевременную диагностику  показателей развития самосознания детей дошкольного и младшего школьного возраста, наметить пути устранения неблагоприятных тенденций в данном направлении с целью нормализации возрастного онтогенеза. Научная и научно-методическая значимость работы состоит в том, что в ней представлен основной категориальный аппарат психологии самосознания личности, значимый в исследовании динамики развития самосознания и его составляющих в детском возрасте. В частности, раскрыто и уточнено содержание понятий «самосознание», «образ Я», «самооценка» и др.  Дана характеристика основных подходов, обозначена специфика диагностики и представлено описание основных групп методов, используемых в исследовании особенностей развития детского самосознания. Психологический практикум позволяет расширить возможности в преподавании возрастной психологии, психологии развития, психодиагностики и др. дисциплин.

Значение для развития психологии

К одной из основных проблем отечественной психологии в настоящее время многие исследователи относят недостаточную взаимосвязь  психологической науки и практики. Зачастую психологическая наука оказывается неготовой к актуальному общественному запросу на практическую психологию в сфере оказания помощи по устранению неблагоприятных факторов влияния и снижению риска возникновения социального и психологического неблагополучия в развитии детской личности. Представленная на конкурс работа посвящена решению проблемы  научно-методического обеспечения диагностической практики специалистов образовательных учреждений, и в целом  ориентирована на преодоление разрыва между психологической наукой, психологической практикой и образованием, что отвечает насущной и актуальной задаче современного этапа развития отечественной психологии.

Цели психологического практикума

Повышение качества подготовки специалистов психологического и педагогического профиля в системе вузовского и поствузовского образования; систематизация накопленного в области психологии развития самосознания в детском возрасте теоретического и  практического материала; повышение уровня профессиональной осведомленности специалистов о методах диагностики развития самосознания в детском возрасте.

Аудитория, на которую рассчитан проект

Преподаватели и студенты психологических факультетов, факультетов дошкольного и начального школьного образования;  преподаватели и слушатели курсов повышения квалификации и переподготовки работников образования по направлениям «Психология», «Дошкольная педагогика и психология», «Педагогика и психология начального обучения»; практические психологи образования.

Содержание

Психологический практикум представляет собой прикладное приложение к монографии автора «Развитие самосознания в детском возрасте» (Новосибирск, 2003). В главе 1 раскрываются основные требования, предъявляемые  к методам и процедуре изучения личностных особенностей ребенка. Здесь представлена краткая характеристика основных групп методов изучения личности ребенка, показана  специфика представления психологической информации об особенностях развития ребенка. В главе 2 представлены методики диагностики самосознания детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Вариативность диагностических методик представлена тремя взаимосвязанными группами: 1) диагностика основных показателей самосознания детей; 2) методики сбора опосредованной информации об особенностях развития самосознания в детском возрасте; 3)  диагностика социального окружения ребенка как особого информационного ресурса развития детского самосознания. Диагностический комплекс включает классические и адаптированные автором применительно к данным возрастам методики, а также оригинальные авторские методики. Описание каждой методики предваряется теоретическим введением, в котором дано краткое описание  диагностируемого конструкта, обозначен возрастной диапазон, инструкция, представлена процедура получения результатов, характеристика стимульного материала, алгоритм  обработки тестовых показателей, ключи, тестовые или возрастные  нормы, способы интерпретации и представления психодиагностической информации.

Результаты, выводы

Несмотря на значительные научные и практические достижения в области психологии самосознания личности, вплоть до настоящего времени  на рынке профессиональной литературы отсутствуют работы, раскрывающие специфику развития самосознания в детском возрасте. Главная особенность представляемой на конкурс работы состоит в том, что психологический практикум восполняет существующий дефицит учебно-методической литературы по проблеме детского самосознания.  В  психологическом практикуме впервые представлены в обобщенном виде методики выявления особенностей развития детского самосознания, отвечающие основным методологическим требованиям, предъявляемым к диагностическому инструментарию.

Белобрыкина Ольга Альфонсасовна - кандидат психологических наук, доцент кафедры Общей психологии и истории психологии, заведующая НИЛ «Возрастная психология и психология развития» факультета  психологии Новосибирского государственного педагогического университета. Сфера научных интересов - Психология детского развития, психология игры и игрушки, психология детского творчества, психология профессионального развитие личности, психодиагностика, экспертиза в образовании.

Главный всероссийский профессиональный конкурс

Финалистов выбирают Экспертный Совет Национального конкурса, читатели и редколлегия «Психологической газеты».

Победителей определяет Большое Жюри — 50 наиболее авторитетных и уважаемых членов профессионального сообщества.

Все участники Национального конкурса «Золотая Психея» получают дипломы победителей, лауреатов или номинантов.

Положение о Конкурсе