Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 

Регистрация

Ваш e-mail *
Придумайте пароль *
Повторите пароль *
Фамилия *
Имя *
Отчество *
Город *
Получать новости


Номинация «Проект года в психологической практике»
Реферат проекта

«Типичные психические состояния осужденных, подозреваемых, обвиняемых и их учет в процессе профилактики правонарушений» (научно-исследовательская работа с коррекционными программами)


Типичные психические состояния осужденных, подозреваемых, обвиняемых и их учет в процессе профилактики правонарушений.

В соответствии с типовым положением о межрегиональной психологической лаборатории  органов уголовно – исполнительной системы (УИС) России одной из основных задач лаборатории является проведение прикладных научных исследований по различным направлениям психологических наук, связанные с актуальными проблемами работы с персоналом и осужденными в исправительных учреждениях (ИУ).

Программой работ, разработанной отделом психологической службы Главного управления федеральной службы исполнения наказаний для межрегиональной психологической лаборатории ГУФСИН России по Челябинской области (МПЛ), определена научно-исследовательская работа по проблеме  типичных психических состояний осужденных, подозреваемых, обвиняемых и их учет в процессе профилактики правонарушений.

Актуальность темы обоснована рядом основных причин:

1. Исследование психических состояний человека, лишенного свободы, имеет существенное значение для организации всего процесса исправления и разработке рекомендаций по профилактики деструктивного поведения осужденных, подозреваемых, обвиняемых, обусловленного их психическим состоянием.

2. Знание причин возникновения и динамики различных психи¬ческих  состояний  человека  позволяет:

- выделять типичные психические состояния,  повторяющиеся в сходных обстоятельствах, и тем самым предвидеть с достаточной достоверностью поведение заключенного в тех или иных условиях;
- распознавать нетипичные для данного заключенного ситуативные или случайные состояния   и тем самым избегать ошибок при   его  характеристике;

3. Недостаточное исследование многих теоретических вопросов проблемы и практическое отсутствие в отечественной психологической, юридической и пенитенциарной литературе исследований по типичным психическим состояниям осужденных, подозреваемых, обвиняемых, а также влияние различных объективных и субъективных факторов на психику человека, лишенного свободы. 

Социальная, научная и практическая значимость.

Знание общей характеристики психических состояний, при¬чин их возникновения, физиологических основ, классификации и форм проявления, характеристики типических состояний, переживаемых лишенным свободы, путей и способов управления состояниями человека в исправительных учреждениях открывает дополнительные возможности более эффективного осуществления процесса исправления и психологического сопровождения осужденных.

Успех исправления и перевоспитания заключенного во многом зависит от учета не только его индивидуально-психологических свойств, но и психических состояний, ибо «эти состояния есть для нас первостепенная действительность, они направляют нашу ежедневную жизнь, они обусловливают прогресс человеческого общежития». Поэтому проблема психических состояний занимает важное место в пенитенциарной  психологии.

В результате исследования были выявлены типичные психические состояния осужденных, подозреваемых, обвиняемых, а также субъективные и объективные факторы, влияющие  на данный процесс. 

Разработаны методические рекомендации для психологов и сотрудников других служб (начальников отряда, социальных работников, службы безопасности)  по психологической профилактике правонарушений и деструктивного поведения осужденных, обвиняемых, подозреваемых, обусловленного их психическим состоянием, которые используются практическими психологами учреждений ГУФСИН  России по Челябинской области.

Разработаны и внедрены в практическую деятельность программы оказания психологической помощи осужденным, подозреваемым, обвиняемым с  смежным психическим состоянием.

Обобщен опыт взаимодействия психологов с сотрудниками других служб в вопросах профилактики деструктивного поведения осужденных, обусловленного их психическим состоянием.

Обеспечение психологического образования специалистов, занимающихся проблемой психологического сопровождения лиц, находящихся в условиях лишения свободы.

Данная научно-исследовательская работа применима в учебном процессе с целью подготовки специалистов для уголовно-исполнительной системы.

Значение для развития психологии

Лишение свободы - особый тип экстремальной ситуации. В данной работе рассмотрена влияние лишения свободы на психику человека, зависимость типичных психических состояний, переживаемых человеком в местах лишения свободы, от субъективных и объективных факторов, что позволит разработать новые подходы к проблеме правонарушений в исправительных учреждениях, связанных с острыми психическими состояниями. Изучение причинно - следственных связей между определенными  факторами и психическими состояниями    является   основой для разработки  психолого - педагогических подходов  в области пенитенциарной психологии.

Целями исследования были:

1. Определение типичных психических состояний среди осужденных, подозреваемых, обвиняемых и их учет в процессе профилактики правонарушений.
2. Разработка научно-обоснованных методических рекомендаций по психологической профилактике деструктивного поведения осужденных, обвиняемых, подозреваемых, обусловленного их психическим состоянием.

Аудитория, на которую рассчитан проект.

- сотрудники пенитенциарной системы: психологи, воспитатели, социальные работники;
- преподаватели учебных заведений с целью подготовки специалистов для уголовно-исполнительной системы;
- студенты психологических, педагогических и социальных факультетов.

Содержание научно-исследовательской работы.

В данной работе проанализировано состояние отечественных  исследований по психическим состояниям осужденных, обвиняемых, подозреваемых. Изучены типичные психические состояния изучаемой категории лиц, степень их распространенности. Выявлены субъективные и объективные факторы, влияющие на психические состояния:  психологические свойства личности, возрастные особенности, вид совершенного преступления, величина срока наказания, социально-психологический климат, влияние количества судимостей на психические состояния.  Изучена динамика психических состояний осужденных (особенности проявления на различных этапах отбывания наказания). Изучены факторы психотравмирующего влияния лишения свободы на психику осужденного. (Общее количество осужденных, подозреваемых и обвиняемых, принявших участие в эксперименте – 603 чел: на этапе психодиагностического исследования – 603 чел, на этапе психокоррекционных работ – 50 чел.).

Представлено описание типичных психических состояний осужденных, подозреваемых, обвиняемых характеристиками трех уровней реагирования: психического (переживаниями), физиологического (соматические структуры организма и механизмы вегетативной нервной системы) и поведенческого (мотивированное поведение).

Разработаны и апробированы на практике программы  оказания психологической помощи осужденным, подозреваемым, обвиняемым со смежным психическим состоянием.

Обобщен опыт взаимодействия психологов с сотрудниками других служб в вопросах профилактики деструктивного поведения осужденных, обусловленного их психическим состоянием.

Разработаны соответствующие методические рекомендации для психологов и сотрудников других служб (начальников отряда, службы безопасности, социальных работников).

Результаты и выводы.

1. Проанализировано состояние отечественных  исследований по психическим состояниям осужденных, обвиняемых, подозреваемых.
2. Изучены типичные психические состояния изучаемой категории лиц, степень их распространенности и влияние на поведение в местах лишения свободы.
3. Выявлены факторы, влияющие на психические состояния (личностные, включая психологические свойства, судимость, вид преступления, возрастные особенности, ситуативные, срок наказания, условия отбывания наказания).
4. Изучена динамика психических состояний осужденных (особенности проявления на различных этапах отбывания наказания).
5. Изучены факторы психотравмирующего влияния лишения свободы на психику осужденного.
6. Представлено описание типичных психических состояний осужденных, подозреваемых, обвиняемых характеристиками трех уровней реагирования: психического (переживаниями), физиологического (соматические структуры организма и механизмы вегетативной нервной системы) и поведенческого (мотивированное поведение).
7. Разработаны и апробированы на практике программы  оказания психологической помощи осужденным, подозреваемым, обвиняемым со смежным психическим состоянием.
8. Обобщен опыт взаимодействия психологов с сотрудниками других служб в вопросах профилактики деструктивного поведения осужденных, обусловленного их психическим состоянием.
9. Разработаны соответствующие методические рекомендации для психологов и сотрудников других служб (начальников отряда, службы безопасности).

Изучение типичных психических состояний осужденных, подозреваемых, обвиняемых позволяет сделать следующие выводы:

1. Для осужденных, подозреваемых, обвиняемых характерны такие типичные психические состояния как тревожность, стресс, невротизация, надежда,  ожидание.
2. Наиболее распространенными психическими состояниями являются «тревога (с тенденцией к высокому уровню)» - (74%) и  «стресс» -  (52%), следующими по степени распространенности типичным психическим состоянием являются «невротизация»- (38%), «надежда» - (27%), а также состояние  «ожидание» - (18%). 
3. Степень распространенности типичных психических состояний осужденных, подозреваемых и обвиняемых различна в зависимости от принадлежности к той или иной возрастной группе.  
4. У подозреваемых и обвиняемых такие психические состояния как высокий уровень тревожности, невротизации и психоэмоциональной напряженности  наблюдаются в возрастной группе от 20 до 30 лет. У лиц в возрасте от 30 до 40 лет отмечается наименьшая  распространенность указанных психических состояний.
5. Исследование типичных психических состояний у осужденных выявило следующие тенденции. Так, наименьшее количество осужденных с  высоким  уровнем тревожности (3%) наблюдается в возрастной группе от 20 до 25 лет. В возрасте от 31 до 35 лет отмечается состояние высокого уровня тревожности и невротизации (43%). В  возрастной группе от 20 до 25 лет и от 36 до 40 лет отмечается наибольшее количество лиц испытывающих состояние стресса.
6. Сравнительный анализ распространенности изучаемых психических состояний у подозреваемых, обвиняемых и осужденных выявил следующую закономерность:  состояния стресса, тревожности и невротизации у осужденных в возрастной группе от 20 до 30 лет по сравнению с подозреваемыми, обвиняемыми имеют меньшую распространенность.  Таким образом, наблюдается снижение показателей количества лиц, имеющих высокий уровень психоэмоциональной напряженности, тревожности и  невротизации при переходе из следственного изолятора в исправительное учреждение. В возрастной группе от 30 до 35 лет  наблюдается обратная картина: увеличение количества осужденных с высоким уровнем тревоги  и невротизации.
7. Осужденные в возрасте от 30 до 35 лет   менее всего склонны испытывать состояние «надежды» и «ожидания» – 8% и 7% соответственно. Состояние «тоски» характерно среди осужденных от 20 до 30 лет.
8.  Осужденные, имеющие три и более судимости  в большей мере испытывают состояния стресса (53%) и тревожности (33%) по сравнению с однократно судимыми (13% - состояние стресса и 20% - тревожность).
9.  Состояние высокого уровня тревожности характерно для ранее не судимых подозреваемых и обвиняемых (50%) в отличии от лиц, имеющих три и более судимости (3%).
10. Состояние невротизации характерно для подозреваемых и обвиняемых, имеющие три и более судимости  (43%).
11. Интересно отметить следующую тенденцию: снижение количества подозреваемых, обвиняемых (ранее не судимых), имеющих высокий уровень психоэмоциональной напряженности и тревожности, при переходе из следственного изолятора в исправительное учреждение. В тоже время у лиц, имеющих 3 и более судимости, наоборот отмечается повышение распространенности состояния «тревоги» в исправительном учреждении (33%), находясь в следственном изоляторе, данное состояние испытывают только 3% подозреваемых, обвиняемых.  
12. Состояния «надежды», «ожидания» в большей мере характерно для осужденных имеющих одну судимость.
13. Вид совершенного преступления оказывает влияние на психические состояния осужденных, подозреваемых, обвиняемых. Так, осужденные, подозреваемые, обвиняемые по статье 158 имеют самые низкие показатели распространенности такого психического состояния как «тревога» (6%). Обратная картина наблюдается у осужденных по 105 статье – 30% осужденных имеют состояние высокого уровня тревожности. Наибольшие показатели распространенности психического состояния «стресса» (44%), «тревоги» (42%) и «невротизации» (52%) наблюдаются у подозреваемых, обвиняемых по 111 статье - а у осужденных по данной статье менее всего присутствует состояние «ожидания» - 7%.
14. Состояние стресса (сумма восклицательных знаков > 5) и «невротизации» в большей степени наблюдается у осужденных со сроком до трех лет – 50% и 37% соответственно. Психическое состояние «ожидания» в большей мере характерно для осужденных со сроком от 7 до 10 лет.
15.  Психические свойства личности осужденных оказывают влияние на их психические состояния.  Такие психические свойства личности как склонность к депрессии, тревожности, ригидности в большей  степени выражены у лиц с психическими состояниями высокого уровня тревожности и стресса, что в свою очередь позволяет говорить о том, что данные темпоральные психические свойства оказывают влияние на психические состояния. 
16. Негативный социально-психологический климат в среде осужденных, а также бытовые и  культурные условия жизни,  отрицательно влияют на психические состояния осужденных: психические состояния осужденных в отряде с негативными СПК и бытовыми условиями отличаются высоким уровнем тревожности и стресса.
17. Психические состояния осужденных имеют свои особенности на различных этапах отбывания наказания:  наибольшие показатели стресса (36%), тревожности (27%) и невротизации (25%)  наблюдаются у осужденных в начале (1/3 срока)  и в конце срока отбывания наказания (1 год до освобождения).
18. Такие психотравмирующие факторы как «совершение сексуального насилия», «длительный срок отбывания наказания», «пограничные расстройства личности»  имеют наибольшее влияние на психику осужденного.
19.  Наиболее представленными типами личности среди спецконтингента являются следующие: тревожно-невротический дистимический и оптимистический тип.

Наприс Артур Винцасович,  научный руководитель, заместитель начальника кафедры юридической психологии и педагогики Академии права и управления ФСИН России города Рязани.

Семенов Игорь Евгеньевич, начальник психологической службы ГУФСИН России по Челябинской области, подполковник внутренней службы; образование высшее психологическое и юридическое. 

Малых Александр Владимирович, начальник межрегиональной психологической лаборатории ГУФСИН России по Челябинской области, подполковник внутренней службы; образование высшее медицинское. 

Хомич Елена Владимировна, старший психолог ГУФСИН России по Челябинской области,  майор внутренней службы; образование высшее психологическое.

Хромов Дмитрий Викторович, старший психолог межрегиональной психологической лаборатории ГУФСИН России по Челябинской области, капитан внутренней службы; образование высшее педагогическое.

Воронин Сергей Николаевич, психолог межрегиональной психологической лаборатории ГУФСИН России по Челябинской области, капитан внутренней службы; образование высшее психологическое.

Калачкин Олег Александрович, психолог межрегиональной психологической лаборатории ГУФСИН России по Челябинской области, старший лейтенант внутренней службы; образование высшее педагогическое. 

Набокин Алексей Иванович, программист межрегиональной психологической лаборатории ГУФСИН России по Челябинской области, старший лейтенант внутренней службы; образование высшее педагогическое. 


Заинтересовал проект? Расскажите о нём:

 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург,
набережная реки Смоленки, д. 14, литер А, оф. 229, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su