«Проведение психокоррекционной работы с несовершеннолетними осуждёнными с учётом психологической типологии и уровня криминализации личности» (научно-исследовательская работа)
I. Название проекта: Проведение психокоррекционной работы с несовершеннолетними осуждёнными с учётом психологической типологии и уровня криминализации личности.
II. Актуальность:
Данное исследование устанавливает связь между криминогенной направленностью личности несовершеннолетнего преступника и уровнем развития основных областей его психики: мышления, эмоционально-чувственной сферы и воли. Это позволяет предположить, что целенаправленное психокоррекционное воздействие на проблемную область психики, в случае его успешности, ведёт к снижению уровня криминализации и способствует изменению социального статуса личности.
III. Социальная, научная и практическая значимость.
Социальная значимость данного исследования заключается в разработке и обосновании еще одного эффективного психолого-педагогического метода, направленного на коррекцию личности несовершеннолетних правонарушителей.
Научная значимость представленной работы заключается в том, что в результате проведенных исследований разработан и обоснован концептуальный подход к типологизации личности несовершеннолетних осужденных в соответствии с принципами вальдорфской педагогической психологии.
Практическая значимость данной работы заключается в разработке типовых психокоррекционных программ для несовершеннолетних правонарушителей, учитывающих тип личности и направленных на гармонизацию ее состояния.
IV. Значение для развития психологии.
В представленном исследовании предложена принципиально новая типология личности несовершеннолетних правонарушителей, на основании которой разработаны типовые психокоррекционные программы и определена их эффективность. Использование принципов и теоретических подходов вальдорфской педагогической психологии позволяет включить всю психологическую сферу личности в процесс психолого-педагогического воздействия на несовершеннолетних осужденных, обеспечивая целостное воздействие на психику воспитанников.
V. Цели исследования.
1. Разработать оригинальную типологию личности несовершеннолетних правонарушителей в зависимости от уровня развития основных областей психической деятельности.
2. Разработать программы психокоррекционной работы с различными категориями несовершеннолетних осуждённых в соответствии с психотипом личности и уровнем криминализации, апробировать их и определить эффективность.
VI. Аудитория, на которую рассчитан проект:
1. сотрудники УИС, работающие с несовершеннолетними осужденными
2. сотрудники, работающие в подразделениях по делам несовершеннолетних в ОВД;
3. практические психологи сферы образования, а также все взрослые, участвующие в педагогическом и воспитательном процессе.
VII. Содержание
В процессе исследования была проведена следующая работа:
1. Проанализированы имеющиеся типологии личности несовершеннолетних преступников. Разработана и обоснована такая типология личности, которая указывает на взаимосвязь между характером совершённого преступления и психологическими особенностями личности, которые явились, по крайней мере, одной из причин делинквентного поведения подростка. Поскольку в качестве основного концептуального подхода нами была выбрана вальдорфская педагогическая психология, в качестве основного типологического параметра был выбран уровень развития основных психических функций подростка в соответствии с пределами возрастной нормы. Таким образом, было выделено 5 типологических групп:
• группа 1: осуждённые с психопатологиями;
• группа 2: осуждённые с низким интеллектуальным уровнем развития;
• группа 3: осуждённые с ярко выраженными проблемами эмоционально-чувственной сферы;
• группа 4: осуждённые с недостаточным уровнем развития воли;
• группа 5: осуждённые, психофизиологическое развитие которых находится в пределах возрастных норм.
2. Выделены психодиагностические методики, по результатам которых обследованные несовершеннолетние осуждённые могут быть отнесены к той или иной группе в соответствии с предлагаемой нами типологией: прогрессивные матрицы Равенна; тест-опросник Шмишека; тест руки Э. Вагнера; гипоксимическая проба; методика исследования волевого самоконтроля личности (ВСК), разработанная А.Г. Зверьковым и Е.В. Эйдманом; тест «Цветной рисунок человека».
3. Установлено и обосновано наличие взаимосвязи между типом личности несовершеннолетнего осужденного и характером совершенного им преступления, в частности: 52% осуждённых за преступления, направленные против жизни и здоровья личности, имеют значительные проблемы в развитии волевой сферы, 35% – в развитии эмоционально-чувственной сферы; Среди осуждённых за преступления сексуального характера количество лиц с нарушениями в эмоционально-чувственной и волевой сферах приблизительно одинаково (36,4 и 41% соответственно), 18,2% составляют подростки с психопатологиями; 43% осуждённых за корыстные преступления имеют проблемы в области эмоционально-чувственного развития.
4. Разработаны психокоррекционные программы для каждого из выделенных типов личности несовершеннолетних осужденных:
5. Разработанные программы реализованы в работе с воспитанниками Азовской воспитательной колонии ГУФСИН России по Ростовской области.
6. Определены критерии эффективности предложенных психокоррекционных программ, в качестве которых выбраны параметры психологического состояния воспитанников и их отношение к сотрудникам колонии и другим воспитанникам. Проведено повторное психодиагностическое обследование воспитанников, принявших участие в психокоррекционных программах, и определена эффективность программ.
VIII. Результаты, выводы.
В результате проведенного исследования разработаны оригинальная типология личности несовершеннолетних осужденных и опирающиеся на нее психокоррекционные программы. Анализ результатов психодиагностических обследований воспитанников, принявших участие в психокоррекционных программах, и изменения их поведения однозначно свидетельствует об эффективности предложенных и апробированных психокоррекционных программ: параметры психологического состояния личности имеют выраженную положительную динамику, практически все участники программ, даже те из них, кто ранее негативно зарекомендовали себя, принимают активное участие в производственной и культурной жизни колонии, не нарушают режимные требования, ориентированы на изменение своей жизни после освобождения. Это позволяет рекомендовать результаты исследования для дальнейшего изучения и применения в практической деятельности.
Павлова Татьяна Ивановна, начальник межрегиональной психологической лаборатории ГУФСИН России по Ростовской области, капитан внутренней службы; образование – высшее психологическое и высшее юридическое; сфера научных интересов: психология личности, возрастные особенности и Я-концепция у несовершеннолетних осужденных.
Кучеренко Игорь Васильевич, старший психолог межрегиональной психологической лаборатории ГУФСИН России по Ростовской области, старший лейтенант внутренней службы; образование – высшее психологическое, сфера научных интересов: возрастные особенности и структура личности несовершеннолетних осужденных.
Кренева Юлия Анатольевна, психолог межрегиональной психологической лаборатории ГУФСИН России по Ростовской области, капитан внутренней службы; образование – высшее психологическое, сфера научных интересов: развитие личности несовершеннолетних осужденных через изменение структуры их коллектива.