«Семейная групповая логопсихотерапия как средство преодоления логоневроза (заикания)» (коллективный практико-ориентированный исследовательский проект)
Коллективный практико-ориентированный исследовательский проект "Семейная групповая логопсихотерапия как средство преодоления логоневроза (заикания)". (Проект поддержан РГНФ – грант 04-06-00269а)
Карпова Наталия Львовна – д.психол.н., вед.н.с., рук. научно-исследовательской группы «Психология общения и реабилитации личности» ПИ РАО – руководитель;
Лейтес Натан Семенович, ПИ РАО;
Суворов Александр Васильевич, ПИ РАО;
Волкова Наталья Владимировна, ПИ РАО;
Ситникова Наталья Алексеевна, ПИ РАО;
Шувиков Александр Иванович, (Москва);
Кругликова Анна Юьевна, (Таганрог);
Янченко Ирина Владимировна, (Таганрог);
Глухова Наталья Васильевна, (Таганрог);
Мордовцева Татьяна Васильевна, (Таганрог);
Яковистенко Анастасия Дмитриевна, (Самара).
1. Название: «Семейная групповая логопсихотерапия как средство преодоления логоневроза (заикания)» - 2004-2006 гг. (поддержан РГНФ: грант 04-06-00269а – рук. Н.Л.Карпова).
2. Актуальность:
Проблема социореабилитации - в частности, лиц с неврозами и различными формами нарушенного общения, - требует активной разработки новых приемов и методов психокоррекции и социальной поддержки. Заиканием (логоневрозом) в мире страдает 2,5-3,5% населения, и система семейной групповой логопсихотерапии может рассматриваться как модель эффективного социореабилитационного процесса, который осуществляется при целенаправленном развитии личности и творческих способностей всех его участников в диалогическом общении.
3. Социальная, научная и практическая значимость:
Целостная система коррекционной работы базируется на созданной Ю.Б.Некрасовой в 1960-80-е годы эффективной методике групповой логопсихотерапии, объединившей в себе три направления - логопедия, психология и психотерапия.
Привлечение семьи к активному процессу социореабилитации стало необходимым условием эффективного выхода из системного невроза речи и личности и позволило снизить возрастные границы для пациентов и адаптировать методику для дошкольников. Развитие метода библиотерапии (лечение направленным чтением) в системе логопсихотерапии помогает восстановлению утраченной традиции семейного чтения и повышению культуры речевого общения, что особо актуально в 2007 году, который объявлен годом русского языка и чтения.
4. Значение для развития психологии:Исследование фундаментальных проблем речевого общения и социореабилитации личности, преодоления сложных психических состояний с помощью семьи и психотерапевтического коллектива, а также анализ различных форм и методов логопсихотерапии позволяет глубже понять и исследовать процесс развития речи и личности в норме.
5. Цели:
1. Исследование феномена семейной групповой логопсихотерапии и ее потенциала в преодолении логоневроза людьми разного возраста и различной степени тяжести речевого дефекта.
2. Анализ условий, необходимых для восстановления свободного диалогического общения у людей разных возрастных групп в процессе социореабилитации.
6. Аудитория, на которую рассчитан проект:
Специалисты в области общей, возрастной и педагогической психологии, дефектологии и логопедии, психологии чтения, психотерапии и психоконсультирования, а также все, кто интересуется проблемами общения и заикания.
7. Основное содержание работы и этапы:
Методика семейной групповой логопсихотерапии представляет собой единство психолого-педагогического, логопедического и психотерапевтического воздействия и состоит из 4-х основных этапов: I - Диагностический (3-6 месяцев) – основан на библиотерапии; II - Сеанс эмоционально-стрессовой психотерапии (ЭСПТ), где за 1,5 часа «снимается» заикание; III - Активная семейная групповая логопсихотерапия - после сеанса ЭСПТ 6 недель ежедневных 8-9-часовых занятий; IV - Контрольно-поддерживающая логопсихотерапия: 2 недели групповых занятий через полгода после основного курса.
В течение 2004-2006 гг. проводилась работа логопсихотерапевтических групп в Москве, Таганроге, Самарской области, Владивостоке, - на их базе велись исследования по следующим направлениям:
2004 год :
1. Описание феномена семейной групповой логопсихотерапии.
2. Анализ метода библиотерапии в логопсихотерапии.
3. Исследование стратегий преодоления критических ситуаций заикающимися и формирования конструктивных приемов саморегуляции.2005 год:
1. Анализ возрастной специфики и содержания основных форм работы на разных этапах логопсихотерапии.
2. Разработка Программы «Семейная групповая логопсихотерапия в детском саду».
3. Исследование условий и возможностей личностного роста младших подростков в процессе социореабилитации.
4. Психофизиологическое и нейропсихологическое исследование речи в норме и при заикании.2006 год
1. Исследование особенностей диалогического общения на разных этапах семейной групповой логопсихотерапии.
2. Монографическое исследование участников групп семейной логопсихотерапии.
3. Подготовка монографии «Заикание: речь и личность, семья и окружение».
8. Результаты, выводы:
1. Проведена работа и психологические исследования в 8 подростково-взрослых группах семейной логопсихотерапии.
2. Проведена адаптация системы семейной групповой логопсихотерапии для дошкольников (в условиях детского сада) – организована работа 12 групп.
3. По основным направлениям исследований подготовлено и защищено 4 диссертации:
Волкова Н.В. Особенностей проявления психологической неустойчивости при преодолении критических ситуаций. - Дисс… к.псх.н., М., 2005.
Кругликова А.Ю. Психологические особенности личностного роста младших подростков в условиях разновозрастного коллектива (на примере групп семейной логопсихотерапии). – Дисс… к.псх.н., Ростов-на-Дону, 2006.
Янченко И.В. Формирование диалогического общения в психотерапевтическом процессе (на примере групп семейной логопсихотерапии). – Дисс… к.псх.н., Ростов-на-Дону, 2006.
Кисельников А.А. Психофизиологические и нейропсихологические механизмы заикания. – Дисс… к.псх.н., М., 2006.4. Проведены конференции по проблемам речи и заикания: Памяти Ю.Б.Некрасовой (2004, ПИ РАО), памяти К.М.Дубровского (2006, ПИ РАО).
5.Опубликовано:
1) Библиопсихология и библиотерапия /Ред. Н.С.Лейтес, Н.Л.Карпова, О.Л.Кабачек - М.: Шк. библиотека, 2005;
2) Материалы конференции памяти Ю.Б.Некрасовой (ПИ РАО, 2004). - М.-Самара: Изд-во «НТЦ», 2006);
3) Глухова Н.В. Семейная групповая логопсихотерапия в детском саду. Программа. - Таганрог, 2005;
4) Некрасова Ю.Б. Лечение творчеством /Ред. Н.Л.Карпова. -М.: Смысл, 2006.6. Подготовлено 3 учебно-методических фильма по логопсихотерапии.
Выполненный проект позволяет на новом уровне организовывать деятельность разновозрастных групп семейной логопсихотерапии, вести исследования и подготовку специалистов в этой области.
Карпова Наталия Львовна - д.психол.н; Психологический институт РАО (ПИ РАО) - вед.н.с., рук. научно-исследовательской группы «Психология общения и реабилитации личности». Сфера научных интересов: речь, общение, логоневроз, социореабилитация, мотивационная включенность, групповая семейная логопсихотерапия, библиопсихология, библиотерапия
Лейтес Натан Семенович - д.психол.н; Психологический институт РАО (ПИ РАО) - гл.н.с.. Сфера научных интересов: библиотерапия, библиопсихология, одаренность, способности, возрастное развитие, интеллект, обучение, дифференциальная психология.
Суворов Александр Васильевич - д.психол.н; Психологический институт РАО (ПИ РАО) - ст.н.с.. Область научных интересов: сенсорная депривация, проблемы инвалидности, совместная педагогика, нарушения общения, социореабилитация, личность, сотворчество, воля к жизни
Волкова Наталья Владимировна - к.психол.н; Психологический институт РАО (ПИ РАО) - н.с.. Сфера научных интересов: критическая ситуация, психологическая устойчивость, жизненный путь, стратегия жизни, саморегуляция, общение, логопсихотерапия
Ситникова Наталья Алексеевна - Психологический институт РАО (ПИ РАО) – м.н.с.. Сфера научных интересов: речь, нарушение общения, социореабилитация, логопсихотерапия
Шувиков Александр Иванович - Федеральное государственное унитарное предприятие «Государственная телевизионная и радиовещательная компания «Культура» - кинорежиссер. Сфера научных интересов: кинотерапия, логопсихотерапия, режиссура, творчество, слово, искусство, кино
Янченко Ирина Владимировна - к.психол.н., Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка детский сад первой категории «Здоровый ребенок» - учитель-логопед. Сфера научных интересов: дети, подростки, взрослые, семья, речь, общение, логоневроз, диалог, группа, логопсихотерапия, библиотерапия, коммуникативная компетентность
Кругликова Анна Юрьевна - к.психол.н., Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка детский сад первой категории «Здоровый ребенок» - педагог-психолог. Сфера научных интересов: подросток, взросление, личностный рост, семья, речь, общение, развитие, саморазвитие, логопсихотерапия, социокультурное пространство, групповая динамика.
Мордовцева Татьяна Васильевна - д.филос.н., Таганрогский институт управления и экономики - зав.каф.философии. Сфера научных интересов: теории личности, логика, гносеология, возрастная психология, герменевтика, антропология, диалог культур, логопсихотерапия
Глухова Наталья Васильевна - Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка детский сад первой категории «Здоровый ребенок» - учитель-логопед. Сфера научных интересов: дети, семья, речь, общение, логоневроз, детский сад, группа, логопсихотерапия, игра, сеанс эмоционально-стрессовой психотерапии
Яковистенко Анастасия Дмитриевна - Самарский филиал Московского городского педагогического Университета, ст.преп. Сфера научных интересов: личность, общение, семейная групповая логопсихотерапия, речевая культура, диалог, творчество, библиотерапия, арттерапия, кинотерапия