«Развитие установок толерантного сознания в студенческой среде педагогического вуза в условиях этнического города»
Актуальность проекта программы «Развитие установок толерантного сознания в студенческой среде педагогического вуза в условиях этнического города», в котором различные социально-психологические аспекты работы со студентами рассматриваются с точки зрения развития антитеррористического сознанияличности, дающего возможность адекватно ориентироваться как в будущей профессиональной деятельности, так и в сфере межличностных отношений, социальной жизни.
Целью проекта являлось изучение социально-психологических аспектов развития антитеррористического сознанияличности студентов в современных условиях этнического города.
Объект исследования — межличностные отношения студентов различных этносов.
Предмет исследования — изучение социально-психологических аспектов развития антитеррористического сознанияличности студентов в современных условиях этнического города.
Задачи исследования:
- Изучить сложившиеся в отечественной психологии подходы к социально-психологическим аспектам развития антитеррористического сознания личности, межличностных отношений в целом, и их особенностей в студенческом возрасте, в частности;
- Обозначить развитые в психологии представления в отношении особенностей развития антитеррористического сознания личности и межличностного взаимодействия представителей различных этносов;
- На экспериментальной основе изучить этнические установки и стереотипы преподавателей, и воспитательные ориентиры родителей по отношению к молодежи из различных этнических групп на примере армянских, русских, чеченских, цыганских семей, проживающих в Южном федеральном округе;
- Разработать и апробировать программу развития антитеррористического сознания личности студентов с целью развития позитивных межэтнических взаимодействий.
Методы исследования: в работе использован комплекс методик, предназначенный для исследования социально-психологических аспектов развития антитеррористического сознания личности студентов, принадлежащих к разным этносам.
Ряд методик был направлен на выявление особенностей отношений в семьях разных этнических групп:
- индивидуальная стандартизированная беседа;
- методика «Незаконченные предложения».
Для изучения социально-психологических аспектов развития антитеррористического сознания личности студентов разных этногрупп были применены:
- методика измерения межличностных отношений студентов в вузе («Социометрия»);
- методика Дембо-Рубинштейн изучения самооценки.
С целью выявления специфики этнических установок и стереотипов преподавателей по отношению к студентам разных этногрупп был использован диагностический комплекс, разработанный Т.Г. Стефаненко, Е.И. Шлягиной, С.Н. Ениколоповым («Методы этнопсихологического исследования», 2003).
Организация и этапы исследования
Исследование носило лонгитюдный характер и осуществлялось в четыре этапа.
Первый этап - связан с теоретическим осмыслением проблемы. На данном этапе изучалась психолого-педагогическая литература по проблеме исследования, определялись концептуальные подходы к разработке темы, был определен научный аппарат исследования.
Второй этап - проведение констатирующего эксперимента, направленного на изучение специфики взаимоотношений студентов со сверстниками, принадлежащими другому этносу; определение системы представлений, транслируемых студентами о представителях другого этноса родителями и преподавателями.
Третий этап - проведение развивающего эксперимента на базе психотренинга, создающего и реализующего благоприятные социально-психологические аспекты развития антитеррористического сознания ипозитивных взаимоотношений личности студентов со сверстниками, принадлежащими другой этнической группе.
Четвертый этап - аналитический этап, включающий обработку полученных результатов; разработку рекомендаций для специалистов психологической службы вуза, преподавателей по развития антитеррористического сознания и позитивных взаимоотношений студентовв современных условиях этнического города.
Научная новизна и теоретическое значение работы заключается в том, что в ней получены новые факты, отражающие специфику отношения к другому этносу студентов армянской, русской, чеченской и цыганской национальностей. Было изучено влияние этнической принадлежности на процесс семейного воспитания студентов разных этнокультур, в частности: в семьях различных этногрупп выявлены неоднородные установки родителей к применению поощрения и наказания; различно отношение родителей разных этногрупп к вузовским успехам студентов; различна заинтересованность родителей разных этногрупп в результатах обучения.
Показано, что русские преподаватели имеют неодинаковые установки по отношению к студентам разных национальностей. Наиболее положительные установки они демонстрируют по отношению к русским студентам. Более отрицательные – по отношению к чеченским и цыганским студентам.
У студентов разных национальностей можно выделить разные типы взаимоотношений между собой, родителями и преподавателем.
В каждой из этнических групп выделились специфические проблемные зоны, которые и определяют успешность межличностных отношений студента определенной этнической группы: для армянских студентов – это неадекватные и завышенные притязания родителей, для русских студентов – несогласие родительских действий по отношению к студенту, для чеченских студентов – негативные установки преподавателей, для цыганских студентов - безразличие родителей к процессу обучения и успешности его и выраженные негативные установки преподавателей по отношению к семьям данной этнической группы.
Установлено, что этнические различия в характере межличностных отношений у второкурсников изученных групп, выражены в большей степени, чем у первокурсников.
Разработанная программа «Развитие установок толерантного сознания в студенческой среде педагогического вуза в условиях этнического города» может использоваться в практике деятельности специалистов социально-психологической поддержки вуза.
Результатом реализации программы развития установок толерантного сознания в студенческой среде педагогического в условиях этнического города явилось бы адекватное поведение студентов (молодежи), характеризующееся взаимопроникновением субъектов образовательного взаимодействия, при соблюдении принятых в обиходе общественных норм поведения и интериоризации ценностей, т.е. перехода из области знаний в область профессионального убеждения на основе толерантного сознания.
Кулаковский Валентин Сергеевич, Дегтярев Виктор Викторович, Добреля Тимофей Васильевич - студенты Армавирской государственной педагогической академии. ГСфера научных интересов - гуманизация и личностно развивающие технологии в образовании.
Основные публикации: