Номинация «Проект года в психологической науке» по итогам 2011 года
Все проекты номинации в текущем году>
Реферат проекта

«Развитие установок толерантного сознания в студенческой среде педагогического вуза в условиях этнического города» ()

Авторы:

Актуальность проекта программы «Развитие установок толерантного сознания в студенческой среде педагогического вуза в условиях этнического города», в котором различные социально-психологические аспекты работы со студентами рассматриваются с точки зрения развития антитеррористического сознанияличности, дающего возможность адекватно ориентироваться как в будущей профессиональной деятельности, так и в сфере межличностных отношений, социальной жизни.

Целью проекта являлось изучение социально-психологических аспектов развития антитеррористического сознанияличности студентов в современных условиях этнического города.

Объект исследования — межличностные отношения студентов различных этносов.

Предмет исследования — изучение социально-психологических аспектов развития антитеррористического сознанияличности студентов в современных условиях этнического города.

Задачи исследования:

  1. Изучить сложившиеся в отечественной психологии подходы к социально-психологическим аспектам развития антитеррористического сознания личности, межличностных отношений в целом, и их особенностей в студенческом возрасте, в частности;
  2. Обозначить развитые в психологии представления в отношении особенностей развития антитеррористического сознания личности и межличностного взаимодействия представителей различных этносов;
  3. На экспериментальной основе изучить этнические установки и стереотипы преподавателей, и воспитательные ориентиры родителей по отношению к молодежи из различных этнических групп на примере армянских, русских, чеченских, цыганских семей, проживающих в Южном федеральном округе;
  4. Разработать и апробировать программу развития антитеррористического сознания личности студентов с целью развития позитивных межэтнических взаимодействий.

Методы исследования: в работе использован комплекс методик, предназначенный для исследования социально-психологических аспектов развития антитеррористического сознания личности студентов, принадлежащих к разным этносам.

Ряд методик был направлен на выявление особенностей отношений в  семьях разных этнических групп:

  1. индивидуальная стандартизированная беседа;
  2. методика «Незаконченные предложения».

Для изучения социально-психологических аспектов развития антитеррористического сознания личности студентов разных этногрупп были применены:

  1. методика измерения межличностных отношений студентов в вузе («Социометрия»);
  2. методика Дембо-Рубинштейн изучения самооценки.

С целью выявления специфики этнических установок и стереотипов преподавателей по отношению к студентам разных этногрупп был использован диагностический комплекс, разработанный Т.Г. Стефаненко, Е.И. Шлягиной, С.Н. Ениколоповым («Методы этнопсихологического исследования», 2003).

Организация и этапы исследования

Исследование носило лонгитюдный характер и осуществлялось в четыре этапа.

Первый этап - связан с теоретическим осмыслением проблемы. На данном этапе изучалась психолого-педагогическая литература по проблеме исследования, определялись концептуальные подходы к разработке темы, был определен научный аппарат исследования.

Второй этап - проведение констатирующего эксперимента, направленного на изучение специфики взаимоотношений студентов со сверстниками, принадлежащими другому этносу; определение системы представлений, транслируемых студентами о представителях другого этноса родителями и преподавателями.

Третий этап - проведение развивающего эксперимента на базе психотренинга, создающего и реализующего благоприятные социально-психологические аспекты развития антитеррористического сознания ипозитивных взаимоотношений личности студентов со сверстниками, принадлежащими другой этнической группе.

Четвертый этап - аналитический этап, включающий обработку полученных результатов; разработку рекомендаций для специалистов психологической службы вуза, преподавателей по развития антитеррористического сознания и позитивных взаимоотношений студентовв современных условиях этнического города.

Научная новизна и теоретическое значение работы заключается в том, что в ней получены новые факты, отражающие специфику отношения к другому этносу студентов армянской, русской, чеченской и цыганской национальностей. Было изучено влияние этнической принадлежности на процесс семейного воспитания студентов разных этнокультур, в частности: в семьях различных этногрупп выявлены неоднородные установки родителей к применению поощрения и наказания; различно отношение родителей разных этногрупп к вузовским успехам студентов; различна заинтересованность родителей разных этногрупп в результатах обучения.

Показано, что русские преподаватели имеют неодинаковые установки по отношению к студентам разных национальностей. Наиболее положительные установки они демонстрируют по отношению к русским студентам. Более отрицательные – по отношению к чеченским и цыганским студентам.

У студентов разных национальностей можно выделить разные типы взаимоотношений между собой, родителями и преподавателем.

В каждой из этнических групп выделились специфические проблемные зоны, которые и определяют успешность межличностных отношений студента определенной этнической группы: для армянских студентов – это неадекватные и завышенные притязания родителей, для русских студентов – несогласие родительских действий по отношению к студенту, для чеченских студентов – негативные установки преподавателей, для цыганских студентов - безразличие родителей к процессу обучения и успешности его и выраженные негативные установки преподавателей по отношению к семьям данной этнической группы.

Установлено, что этнические различия в характере межличностных отношений у второкурсников изученных групп, выражены в большей степени, чем у первокурсников.

Разработанная программа «Развитие установок толерантного сознания в студенческой среде педагогического вуза в условиях этнического города» может использоваться в практике деятельности специалистов социально-психологической поддержки вуза.

Результатом реализации программы развития установок толерантного сознания в студенческой среде педагогического в условиях этнического города явилось бы адекватное поведение студентов (молодежи), характеризующееся взаимопроникновением субъектов образовательного взаимодействия, при соблюдении принятых в обиходе общественных норм поведения и интериоризации ценностей, т.е. перехода из области знаний в область  профессионального убеждения на основе толерантного  сознания.

Содержательные материалы

Другие проекты в этой номинации

Посмотреть все проекты 2024 года в номинации «Проект года в психологической науке» >

Главный всероссийский профессиональный конкурс

Финалистов выбирают Экспертный Совет Национального конкурса, читатели и редколлегия «Психологической газеты».

Победителей определяет Большое Жюри — 50 наиболее авторитетных и уважаемых членов профессионального сообщества.

Все участники Национального конкурса «Золотая Психея» получают дипломы победителей, лауреатов или номинантов.

Положение о Конкурсе