- Агафонов Андрей Юрьевич
доктор психологических наук, заведующий кафедрой общей психологии психологического факультета, Самарский национальный исследовательский университет им. акад. С.П. Королева, (Самара)
- Акопов Гарник Владимирович
доктор психологических наук, профессор кафедры общей и социальной психологии факультета педагогики и психологии, Самарский филиал Московского городского педагогического университета, (Самара)
- Бакшутова Екатерина Валерьевна
доктор философских наук , заведующая кафедрой культурологии, музеологии и искусствоведения факультета культурологии, социально-культурных и информационных технологий, Самарский государственный институт культуры, (Самара)
- Братусь Борис Сергеевич
доктор психологических наук, заведующий кафедрой общей психологии факультета психологии, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, (Москва)
- Вересов Николай Николаевич
кандидат психологических наук, Ph.D, профессор факультета образования, Университет Монаш (Мельбурн, Австралия), (Мельбурн)
- Ждан Антонина Николаевна
доктор психологических наук, профессор кафедры общей психологии, МГУ им. М.В. Ломоносова, факультет психологии, (Москва)
- Знаков Виктор Владимирович
доктор психологических наук, главный научный сотрудник лаборатории психологии развития субъекта в нормальных и посттравматических состояниях, Институт психологии РАН, (Москва)
- Инина Наталия Владимировна
руководитель Центра практической христианской психологии и душепопечения, Православный институт Святого Иоанна Богослова Российского православного университета, (Москва)
- Карицкий Игорь Николаевич
кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии, Российский государственный университет им. А.Н.Косыгина, (Москва)
- Клочко Виталий Евгеньевич
доктор психологических наук, профессор кафедры общей и педагогической психологии, старший научный сотрудник лаборатории когнитивных исследований и психогенетики, Национальный исследовательский Томский государственный университет, факультет психологии, (Томск)
- Назаретян Акоп Погосович
кандидат психологических наук, доктор философских наук, руководитель центра мегаистории и системного прогнозирования, Институт востоковедения РАН, (Москва)
- Панов Виктор Иванович
доктор психологических наук, заведующий лабораторией экопсихологии развития, Психологический институт РАО, (Москва)
- Петренко Виктор Федорович
доктор психологических наук, заведующий лабораторией психологии общения и психосемантики факультета психологии, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, (Москва)
- Сергиенко Елена Алексеевна
доктор психологических наук, главный научный сотрудник лаборатории психологии развития субъекта в нормальных и посттравматических состояниях, Институт психологии РАН, (Москва)
- Шкуратов Владимир Александрович
доктор философских наук, кандидат психологических наук, профессор кафедры общей психологии и психологии развития, Южный федеральный университет, Академия психологии и педагогики, (Ростов-на-Дону)
В работе II Всероссийской конференции «Психология сознания: современное состояние и перспективы» (29 сентября - 1 октября 2011 года, Самара. Конференция поддержана грантом РФФИ № 11-06-06064 г.) приняли участие свыше 180 человек, в том числе 40 иногородних психологов из Москвы, Санкт-Петербурга, Ярославля, Саратова, Казани, Нижнего Новгорода, Тулы, Магнитогорска, Махачкалы, Ростова-на-Дону, Мельбурна, Томска, Кирова, Тольятти. В сборнике материалов опубликованы 134 статьи, авторы которых представляют еще более широкую географию помимо перечисленных: Чернигов, Черкесск, Инза, Пермь, Рязань, Минск, Киев, Сыктывкар, Саранск, Владивосток, Сибай, Таганрог, Омск, Волгоград, Краснодар. Конференция вызвала широкий отклик в научном сообществе не только психологов, но и философов, историков, педагогов из разных вузов, а также в студенческой среде.
Научная программа конференции включала полноформатное пленарное заседание, посвященное теоретико-методологическим проблемам сознания. Были представлены доклады: Сознание человека в глобализирующемся мире (Г.В. Акопов, Самара); Проблема сознания и путей его изучения в истории психологии (А.Н. Ждан, Москва); Сознание, понимание, постижение (В.В. Знаков, Москва); Проблема сознания в психологии в контексте парадигмальной динамики науки (В.Е. Клочко, Томск); Сознание как предмет психологического исследования: гносеологический, онтологический и трансцендентальный аспекты (В.И. Панов, Москва); Проблема психологии сознания (В.Ф. Петренко, Москва); Сознание и эволюция модели психического (Е.А. Сергиенко, Москва); Ближняя и дальняя генеалогия современного Я (В.А. Шкуратов, Ростов-на-Дону); Теория сознания и феномен осознания (А.Ю. Агафонов, Самара); Пространство веры как составляющая сознания человека (Б.С. Братусь, Н.В. Инина, Москва); Экспериментально-генетический метод и психология сознания: методология и принципы (Н.Н. Вересов, Университет Монаш, Австралия); Созерцание как форма сознания (И.Н. Карицкий, Москва); Сознание, социальное насилие и мораль (А.П. Назаретян, Москва).
Насыщенной и продуктивной была также работа секций. На секции «Сознание, самосознание, деятельность и созерцание» (руководители – Б.С. Братусь, Н.Н. Вересов, И.Н. Карицкий, О.И. Мухрыгина) проблематика сообщений, главным образом, посвящена экзистенциально-личностным аспектам сознания, как на теоретическом, так и на практическом уровнях. Работа секции не ограничилась выступлениями, она завершилась обсуждением возможностей и перспектив исследований самодетерминации и самосознания личности; развития, «выращивания» ученого в современном мире, возможностям международного и междисциплинарного взаимодействия различных научных школ.
Секция «Сознание как многомерная и междисциплинарная проблема» (ведущие – А.Н. Ждан, В.Е. Клочко, В.Ф. Петренко, Т.К. Рулина, Е.А. Сергиенко) объединила доклады разнообразной тематики, качественно расширяющие проблемное поле сознания. Психологическая конкретика (фактология, закономерности, психотехнологии) отчетливо прозвучала на заседании секций «Сознание, общение и понимание» и «Актуальные эмпирические исследования сознания» (ведущие – В.В. Знаков, В.М. Минияров, А.П. Назаретян, В.И. Панов, А.О. Прохоров, В.С. Ситников, Т.П. Скрипкина, Архимандрит Георгий (Шестун). Весьма насыщенной была также работа секции «Экспериментальная психология сознания» (ведущие – А.Ю. Агафонов, Р.Ф. Ихсанов, В.В. Нуркова, А.Е. Сериков). Работа круглого стола «Психология чтения в информационном обществе» (сопредседатели – профессор Н.Л. Карпова, и М.В. Наянова, ректор СГОАН, председатель СО Ассоциации чтения России) раскрыла как тревожные, связанные с глобальным распространением технических новшеств и существенным ограничением объемов гуманитарных предметов в школе, аспекты культуры чтения, так и положительный опыт работы с книгой.
Значительный интерес вызвало «видеоисследование», представленное к обсуждению на круглом столе «Расколотое сознание» (руководитель проекта – доцент Т.К. Рулина). Фильм подготовлен студентами факультета психологии ПГСГА по учебному курсу «историческая психология» на материале жизни старообрядцев одного из сел Самарской губернии (посмотреть фильм: http://www.youtube.com/watch?v=m2kTYTnu_Hw).
На конференции были представлены новые книги по психологии сознания и обсуждалась возможность издания журнала по проблематике сознания. В рамках конференции состоялось заседание студенческого научного кружка «Психология сознания» (руководитель – Т.В. Семенова).
На закрытии конференции общую позитивную оценку работы высказали Б.С. Братусь, Н.Н. Вересов, В.В. Знаков, А.Н. Ждан, Н.Л. Карпова, В.В. Нуркова, В.Е. Клочко, В.А. Шкуратов, резюмировавшие работу всех мероприятий конференции. В выступлении Г.В. Акопова констатировалось существенное продвижение в психологическом изучении проблемы сознания усилиями возрастающей группы исследователей. Главными результатами, помимо развития ранее представленных различных психологических теорий сознания, можно назвать отчетливое выделение предметного поля психологии сознания как важной, актуальной и все более расширяющейся составляющей предметного поля психических явлений; определены важнейшие задачи научной психологии сознания, как теоретического, так и прикладного, практического планов; выделена проблема методов и методик исследований сознания; показана роль научной коммуникации (директивный, конвенциональный, консолидирующий дискурсы) в оформлении предметного поля психологии сознания.
Впечатления участников конференции были опубликованы в том числе и на сайте «Психологической газеты»