«Есть контакт! » (психолого-педагогический проект)
Актуальность, научная и практическая значимость
После очередного летнего отдыха улыбающиеся родители и дети, приходят в детский сад. И только «подготовишки» и их мамы непривычно серьезны: через год – школа. Тревожатся и педагоги: воспитатели думают о том, какие методы и приемы помогут сделать переход в школу комфортным, учителя начальной школы – насколько восприимчив будет первоклассник к обучению. В сущности их заботит только одно: психологическая готовность к школе.
Обычно психологи выделяют три аспекта психологической готовности к школе: интеллектуальный, эмоциональный и социальный. (по материалам «Практическая психология образования» под ред. И.В. Дубровиной. 2004г.).
Все эти аспекты, несомненно, актуальны и важны для подготовки ребенка к школе. Но в процессе реализации нашего проекта, именно социальный аспект показался нам наиболее значимым. Мы уверены, если у ребенка нет страха перед школой и есть желание учиться, то он будет стараться компенсировать свою интеллектуальную незрелость и эмоциональную неустойчивость.
В 2008 г. подвергнув анализу всю нашу совместную деятельность в рамках этой проблемы, мы увидели, что в настоящее время приоритетным должно стать одно направление работы: детский сад + начальная школа.
Именно дети начальной школы в большей степени входят в круг общения первоклассника: они вместе ходят на экскурсию, проводят совместные праздники, конкурсы, спортивные соревнования и находятся часто на одном этаже. Значит разумнее, будет завязать более тесные контакты между подготовительными группами и ребятами начальной школы. Они должны подружиться, тогда легче пройдет психологическая адаптация к школе.
Предлагаем наш опыт работы по направлению: детский сад + начальная школа, которое мы назвали: «Есть контакт!»
Основное содержание работы
Участники: инструктор по физкультуре, педагог-психолог, дети подготовительной группы, школьники 1 «А» класса, а также, руководитель изостудии, учитель-логопед, воспитатели, учитель 1 «А» класса, родители.
Проблема: формирование у детей подготовительной группы положительного отношения к школе.
Цель:способствовать развитию взаимопонимания, дружелюбия, доброжелательности по отношению друг другу между дошкольниками и первоклассниками.
Задачи:
- Углублять интерес к школе.
- Снять чувство тревоги и сомнения у дошкольников перед встречей со школой и учениками.
- Развивать у детей коммуникативные навыки.
Ожидаемый результат:
- Повышение потребности в общении у воспитанников детского сада с детьми начальной школы.
- Социально-психологическая адаптация к школе.
- Разработанные конспекты занятий по проекту.
- Провести экскурсию в школу «Здравствуй, учитель!»
- Воспитание положительного отношения к школе.
Этапы:
- Изучение методической и практической литературы.
- Разработка и апробация системы конспектов и практической работы.
- Изготовление пособий.
- Проведение прогулок, экскурсий, развлечений, выставок.
- Выступление на педсовете.
Проект состоит из восьми занятий:
Занятие |
Место проведения и длительность |
Участники |
Дети |
Беседа-игра «Хороша ли школьная страна?» |
Детский сад № 156 30 минут |
Педагог-психолог, инструктор по физической культуре |
Ученики начальной школы, подготовительные группы. |
Экскурсия в школу |
Школа № 56 1 час |
Учитель начальных классов, учителя-предметники, воспитатель подготовительной группы, инструктор по физической культуре, педагог-психолог. |
Подготовительные группы. |
Спортивное мероприятие «Веселые старты» |
Детский сад № 156 30 минут
|
Педагог-психолог, инструктор по физической культуре |
подготовительные группы, 1 «А». |
Передвижная выставка рисунков «Школа глазами первоклассников и «подготовишек». В чем разница?» |
Детский сад № 156 Школа № 56
|
Руководитель изостудии, учитель начальных классов. |
подготовительные группы, 1 «А». |
«Играем в школу: один учебный день». |
Детский сад № 156, 40 минут |
Педагог-психолог, инструктор по физической культуре, руководитель изостудии, учитель-логопед. |
подготовительные группы, 1 «А». |
Профилактическая работа по сказкам М. Панфиловой «Лесная школа» |
Детский сад № 156, 30 минут |
Педагог-психолог. |
Дети подготовительной группы. |
Посещение праздника «До свидание первый класс». |
Школа № 56, 40 минут |
Учитель начальных классов, педагог-психолог, инструктор по физической культуре. |
подготовительные группы, 1 «А» класс. |
Творческая встреча «Весенние задоринки». |
Школа № 56, 40 минут |
Учитель начальных классов, инструктор по физической культуре, руководитель школьного театра, руководитель школьного фольклорного ансамбля. |
подготовительные группы, 1 «А», 1 «Б» классы. |
Результаты, выводы
По свидетельству учителей начальной школы реализация проекта сформировала у детей:
- Потребность в общении со сверстниками и детьми начального звена, умение подчинять свое поведение законам детских групп, например в коллективных играх - отмечалось у 90% выпускников МДОУ. Дети не посещавшие дошкольное учреждение - 45% .
- Умение подчинять свое поведение – школьным правилам.
- У 80% детей МДОУ и у 30% детей не посещавших детский сад.
- Желание быть учеником.
По результатам диагностики (использовались тесты «Веселый - грустный» и «Представь себе…». Источник: Ильина М.Н. «Подготовка к школе: развивающие тесты и упражнения».-СПб.: Питер, 2004г.), 97% детей показали позитивную настроенность к предстоящему процессу обучения в школе и положительную мотивацию к обучению в школе.
Данные результаты были получены по наблюдению учителя начальных классов и обследования педагога-психолога.
Турарова Ирина Михайловна – педагог-психолог. Место работы: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение г. Мурманска детский сад комбинированного вида № 156. Сфера научных интересов: детская психология.
Основные публикации: «Дошкольное воспитание» №10, 2010 г., «Начальное образование» №3, 2011 г.
Корнилова Галина Николаевна – инструктор по физической культуре/ Место работы: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение г. Мурманска детский сад общеразвивающего вида № 58.
Основные публикации: «Дошкольное воспитание» №10, 2010 г., «Начальное образование» №3, 2011 г.