Церемония награждения
победителей конкурса:

Саммит психологов
Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение
проектов конкурса

Виртуальный психологический клуб
Профессиональное
Сообщество

Конкурс
Истории успеха

Конкурс Истории успеха
Конкурс эссе
Подписка на новости
 

Регистрация

Ваш e-mail *
Придумайте пароль *
Повторите пароль *
Фамилия *
Имя *
Отчество *
Город *
Получать новости


Номинация «Проект года в психологической практике»
Реферат проекта

«Есть контакт! » (психолого-педагогический проект)


Актуальность, научная и практическая значимость

После очередного летнего отдыха улыбающиеся родители и дети, приходят в детский сад. И только «подготовишки» и их мамы непривычно серьезны: через год – школа. Тревожатся и педагоги: воспитатели думают о том, какие методы и приемы помогут сделать переход в школу комфортным, учителя начальной школы – насколько восприимчив будет первоклассник к обучению. В сущности их заботит только одно: психологическая готовность к школе.

Обычно психологи выделяют три аспекта психологической готовности к школе: интеллектуальный, эмоциональный и социальный. (по материалам «Практическая психология образования» под ред. И.В. Дубровиной. 2004г.).

Все эти аспекты, несомненно, актуальны и важны для подготовки ребенка к школе.  Но в процессе реализации нашего проекта, именно социальный аспект показался нам наиболее значимым.  Мы уверены, если у ребенка нет страха перед школой и есть желание учиться, то он будет стараться компенсировать свою интеллектуальную незрелость и эмоциональную неустойчивость.

В 2008 г. подвергнув анализу всю нашу совместную деятельность в рамках этой проблемы, мы увидели, что в настоящее время приоритетным должно стать одно направление работы: детский сад + начальная школа.

Именно дети начальной школы в большей степени входят в круг общения первоклассника: они вместе ходят на экскурсию, проводят совместные праздники, конкурсы, спортивные соревнования и находятся часто на одном этаже. Значит разумнее, будет завязать более тесные контакты между подготовительными группами и ребятами начальной школы. Они должны подружиться, тогда легче пройдет психологическая адаптация к школе.

Предлагаем наш опыт работы по направлению: детский сад + начальная школа, которое мы назвали: «Есть контакт!» 

Основное содержание работы

Участники: инструктор по физкультуре, педагог-психолог, дети подготовительной группы, школьники 1 «А» класса, а также, руководитель изостудии, учитель-логопед, воспитатели, учитель 1 «А» класса, родители.

Проблема: формирование у детей подготовительной группы положительного отношения к школе.

Цель:способствовать развитию взаимопонимания, дружелюбия, доброжелательности по отношению друг другу между дошкольниками и первоклассниками.

Задачи:

  1. Углублять интерес к школе.
  2. Снять чувство тревоги и сомнения у дошкольников перед встречей со школой и учениками.
  3. Развивать у детей коммуникативные навыки.

Ожидаемый результат:

  1. Повышение потребности в общении у воспитанников детского сада с детьми начальной школы.
  2. Социально-психологическая адаптация к школе.
  3. Разработанные конспекты занятий по проекту.
  4. Провести экскурсию в школу «Здравствуй, учитель!»
  5. Воспитание положительного отношения к школе.

Этапы:

  1. Изучение методической и практической литературы.
  2. Разработка и апробация системы конспектов и практической работы.
  3. Изготовление пособий.
  4. Проведение прогулок, экскурсий, развлечений, выставок.
  5. Выступление на педсовете.

Проект состоит из восьми занятий:

Занятие

Место проведения и длительность

Участники

Дети

Беседа-игра «Хороша ли школьная страна?»

Детский сад     

 № 156

30 минут

Педагог-психолог, инструктор по физической культуре

Ученики начальной школы, подготовительные группы.

Экскурсия в школу

Школа № 56

1 час

Учитель начальных классов, учителя-предметники, воспитатель подготовительной группы, инструктор по физической культуре, педагог-психолог.

Подготовительные группы.

Спортивное мероприятие «Веселые старты»

Детский сад     

 № 156

30 минут

 

Педагог-психолог, инструктор по физической культуре

подготовительные группы, 1 «А».

Передвижная выставка рисунков

«Школа глазами первоклассников и «подготовишек». В чем разница?»

Детский сад     

 № 156

Школа № 56

 

Руководитель изостудии, учитель начальных классов.

подготовительные группы, 1 «А».

«Играем в школу: один учебный день».

Детский сад

   № 156,

40 минут

Педагог-психолог, инструктор по физической культуре, руководитель изостудии, учитель-логопед.

подготовительные группы,

 1 «А».

Профилактическая работа по сказкам М. Панфиловой «Лесная школа»

Детский сад     

 № 156,

30 минут

Педагог-психолог.

Дети подготовительной группы.

Посещение праздника «До свидание первый класс».

Школа № 56,

40 минут

Учитель начальных классов, педагог-психолог, инструктор по физической культуре.

подготовительные группы, 1 «А» класс.

Творческая встреча «Весенние задоринки».

Школа № 56,

40 минут

Учитель начальных классов, инструктор по физической культуре, руководитель школьного театра, руководитель школьного фольклорного ансамбля.

подготовительные группы, 1 «А», 1 «Б» классы.

Результаты, выводы 

По свидетельству учителей начальной школы реализация проекта сформировала у детей:

  1. Потребность в общении со сверстниками и детьми начального звена, умение подчинять свое поведение законам детских групп, например в коллективных играх - отмечалось у 90%  выпускников МДОУ. Дети не посещавшие дошкольное учреждение  - 45% .
  2. Умение подчинять свое поведение – школьным правилам.
  3. У 80% детей МДОУ и у 30% детей не посещавших детский сад.
  4. Желание быть учеником.

По результатам диагностики (использовались тесты «Веселый - грустный» и «Представь себе…». Источник: Ильина М.Н. «Подготовка к школе: развивающие тесты и упражнения».-СПб.: Питер, 2004г.), 97% детей показали позитивную настроенность к предстоящему процессу обучения в школе и положительную мотивацию к обучению в школе.

Данные результаты были получены по наблюдению учителя начальных классов и обследования педагога-психолога. 


Турарова Ирина Михайловна – педагог-психолог. Место работы: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение г. Мурманска детский сад комбинированного вида № 156. Сфера научных интересов: детская психология.

Основные публикации: «Дошкольное воспитание» №10, 2010 г., «Начальное образование» №3, 2011 г.

Корнилова Галина Николаевна – инструктор по физической культуре/ Место работы: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение г. Мурманска детский сад общеразвивающего вида № 58.

Основные публикации: «Дошкольное воспитание» №10, 2010 г., «Начальное образование» №3, 2011 г.

Содержательные материалы
Заинтересовал проект? Расскажите о нём:

 
Учредитель премии:
интернет-издание «Психологическая газета».

Газета выходила в печатном виде с октября 1995 г. до декабря 2005 г.
Зарегистрирована в Комитете по печати РФ 26.06.96.
Свидетельство №015023.
Зарегистрирована как сетевое издание 23 ноября 2012 года.
Свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 51637 выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)
Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Оргкомитет конкурса
«Золотая Психея»

199178, Санкт-Петербург,
набережная реки Смоленки, д. 14, литер А, оф. 229, «Психологическая газета».

Тел.: 8 (812) 327-57-57, 320-71-54
E-mail: psy@psy.su, сайт: www.psy.su