Номинация «Психологический инструмент года»
Все проекты номинации >
Реферат проекта

«Активное наставничество» (адаптация шкалы самооценки эффективности наставничества учителей – TMSES)

Авторы:

Организация: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Актуальность, новизна и значимость проекта

Наставничество в образовательной среде играет ключевую роль в профессиональном становлении учителей и развитии их навыков. В условиях кадрового дефицита и растущих требований к качеству образования необходимо использовать инструменты, способные оптимизировать этот процесс. Шкала самооценки эффективности наставничества учителей (TMSES) предоставляет возможность не только оценить уровень компетентности наставников, но и выявить проблемные зоны. Новизна исследования заключается в адаптации англоязычной версии TMSES к российскому контексту с учетом специфики образовательной среды.

Основное содержание работы

Работа включает несколько этапов:

  1. Перевод и адаптация TMSES: Применение метода прямого и обратного перевода для обеспечения функциональной эквивалентности англоязычной и русскоязычной версий шкалы. Психометрическая проверка продемонстрировала высокую внутреннюю согласованность (α Кронбаха = 0,976).
  2. Проверка структуры шкалы: Эксплораторный факторный анализ позволил выделить шесть факторов, описывающих аспекты наставничества: процесс осмысления опыта, педагогические практики, тактичность, мотивация, стандарты наставничества и создание профессионального видения.
  3. Связь с личностными характеристиками: Анализ корреляций выявил взаимосвязь компонентов TMSES с чертами личности (Big-Five) и эмпатией учителей.
  4. Эмпирическая проверка: Исследование проведено на выборке из 73 российских учителей, что позволило выявить особенности восприятия наставничества в локальном контексте.

Результаты и выводы

Анализ показал, что российские педагоги чаще избегают трудоемких аспектов наставничества (организация встреч, анализ практик), отдавая предпочтение формам, связанным с уважительным и тактичным взаимодействием. Это указывает на склонность к имитационному наставничеству, тогда как активное наставничество остается менее распространенным.

Выявленные шесть факторов TMSES демонстрируют высокую психометрическую состоятельность инструмента. Основные аспекты, связанные с активным наставничеством, коррелируют с когнитивным компонентом эмпатии, в то время как имитационное наставничество связано с позитивной аффективной эмпатией.

Полученные результаты способствуют лучшему пониманию механизмов наставничества и позволяют разработать рекомендации для повышения его эффективности, включая учет личностных особенностей наставников и создание условий для активного взаимодействия.

Практическое применение

Шкала TMSES может быть использована для диагностики и обучения наставников, разработки программ их профессионального развития, а также для мониторинга эффективности наставничества в образовательных учреждениях.

Другие проекты в этой номинации

Посмотреть все проекты в номинации «Психологический инструмент года» >

Главный всероссийский профессиональный конкурс

Финалистов выбирают Экспертный Совет Национального конкурса, читатели и редколлегия «Психологической газеты».

Победителей определяет Большое Жюри — 50 наиболее авторитетных и уважаемых членов профессионального сообщества.

Все участники Национального конкурса «Золотая Психея» получают дипломы победителей, лауреатов или номинантов.

Положение о Конкурсе