- Максименко Александр Александрович
доктор социологических наук, кандидат психологических наук, главный научный сотрудник, профессор, НИУ ВШЭ (Москва)
- Крюкова Татьяна Леонидовна
доктор психологических наук, профессор, Костромской государственный университет (Кострома)
- Чагина Алина Владимировна
старший преподаватель, Костромской государственный университет (Кострома)
Организация: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Актуальность, новизна и значимость проекта
Наставничество в образовательной среде играет ключевую роль в профессиональном становлении учителей и развитии их навыков. В условиях кадрового дефицита и растущих требований к качеству образования необходимо использовать инструменты, способные оптимизировать этот процесс. Шкала самооценки эффективности наставничества учителей (TMSES) предоставляет возможность не только оценить уровень компетентности наставников, но и выявить проблемные зоны. Новизна исследования заключается в адаптации англоязычной версии TMSES к российскому контексту с учетом специфики образовательной среды.
Основное содержание работы
Работа включает несколько этапов:
- Перевод и адаптация TMSES: Применение метода прямого и обратного перевода для обеспечения функциональной эквивалентности англоязычной и русскоязычной версий шкалы. Психометрическая проверка продемонстрировала высокую внутреннюю согласованность (α Кронбаха = 0,976).
- Проверка структуры шкалы: Эксплораторный факторный анализ позволил выделить шесть факторов, описывающих аспекты наставничества: процесс осмысления опыта, педагогические практики, тактичность, мотивация, стандарты наставничества и создание профессионального видения.
- Связь с личностными характеристиками: Анализ корреляций выявил взаимосвязь компонентов TMSES с чертами личности (Big-Five) и эмпатией учителей.
- Эмпирическая проверка: Исследование проведено на выборке из 73 российских учителей, что позволило выявить особенности восприятия наставничества в локальном контексте.
Результаты и выводы
Анализ показал, что российские педагоги чаще избегают трудоемких аспектов наставничества (организация встреч, анализ практик), отдавая предпочтение формам, связанным с уважительным и тактичным взаимодействием. Это указывает на склонность к имитационному наставничеству, тогда как активное наставничество остается менее распространенным.
Выявленные шесть факторов TMSES демонстрируют высокую психометрическую состоятельность инструмента. Основные аспекты, связанные с активным наставничеством, коррелируют с когнитивным компонентом эмпатии, в то время как имитационное наставничество связано с позитивной аффективной эмпатией.
Полученные результаты способствуют лучшему пониманию механизмов наставничества и позволяют разработать рекомендации для повышения его эффективности, включая учет личностных особенностей наставников и создание условий для активного взаимодействия.
Практическое применение
Шкала TMSES может быть использована для диагностики и обучения наставников, разработки программ их профессионального развития, а также для мониторинга эффективности наставничества в образовательных учреждениях.